Joomla TemplatesWeb HostingWeb Hosting
Архив газет
Мнение читателей
Какие темы в газете вам наиболее интересны?
 
Календарь


№31 от 09.08.2023

В лодке с одним веслом

Тема единства нашего многонационального народа меня интересует давно – с ранней юности. Это единство я называю нашим золотым достоянием, которое важно постоянно оберегать. Тем более, межнациональная сплоченность российского народа не нравится нашим геополитическим оппонентам, ныне открыто ополчившимся на Россию. Угроза народному единству возникала и в начале 90-х годов уже минувшего века, когда рушилась огромная страна. Именно тогда, в 1990 году, в центральной газете «Литературная Россия» был опубликован мой материал «В лодке с одним веслом», который, с некоторыми сокращениями, представляю вниманию читателей. Тема народного единства, несомненно, актуальна всегда. И его всегда необходимо оберегать.  
И вот мой давний газетный материал. «Исхлестав словесным кнутом «бумажный интернационализм», не рискуем ли мы вспугнуть интернационализм подлинный? Взяться за перо побудила меня тревога за родную примокшанскую глубинку, где в одном поле, на одной ферме трудятся мордва, русские и татары. Их дети сидят в школе за одной партой. Иногда кажется: начитаются они нынешних публикаций и задумаются – на каком языке общаться? Но приезжаю в деревню и, слава Богу, убеждаюсь: жизнь здесь идет своим чередом, в домах по-прежнему светятся гостеприимные огни. Может, почта запаздывает с накаленной прессой? Да нет, просто еще крепки, не побоюсь громких слов, устои дружбы и братства трех древних народов.
Не зря говорят: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». На моей родине, в Ельниковском районе Мордовии, есть что хранить. Богатство действительно уникальное: два села – татарское Акчеево и русское Кабаново – более ста лет назад объединились и стали практически одним селом. Люди ходят друг к другу в гости, взаимно уважают религиозные праздники. Русские старушки-«знахарки» лечат травами татарских детей, русские мастера кладут жаркие печи в татарских избах. А акчеевские жестянщики кроют крыши новых кабановских домов, татарские женщины по лучшим рецептам национальной кухни пекут «беляши» и «катламу» для русских свадеб. Два различных этноса могут прекрасно соседствовать, не теряя своей самобытности.
В Акчееве дети с ранних лет свободно говорят по-русски, а в Кабанове многие владеют татарским. Но все имеют представление и о мокшанском языке, ибо среднюю школу и русские, и татары заканчивают в соседних Мордовских Пошатах. О жителях этого села, которое от Акчеева и Кабанова отделяет светловодная Мокша, остались самые добрые воспоминания.
В моем блокноте сохранилась фамилия Кузьмы Дмитриевича Кирдяшкина – нашего перевозчика, фронтовика, мокшанина по национальности. Каждое утро и в дождь, и в холод он ждал нас на берегу. Однажды я спросил Кузьму Дмитриевича: почему у Кабанова и Мордовских Пошат кладбище общее? Оказывается, в Пошатах не было своей церкви, кабановский храм светил куполами для русских и мордвы многих близлежащих сел и деревень. А у христиан принято хоронить усопших ближе к церкви...
В Мордовских Пошатах церковь так и не построили. Погасли купола, и навеки умолк колокол Кабановской церкви. Поросло бурьяном и то место, где стояла Акчеевская мечеть, созывая мусульман на намаз... Разве татары разрушили христианский храм или русские снесли мечеть? Нет, когда-то души и тех и других остудила роковая вьюга, и не смогли люди сохранить даже самое святое. А что творится с природой? Гибнут леса, речные и озерные воды становятся ядовитыми.
И культура постепенно исчезает. Мордовские дети неохотно читают на родном языке, все реже звучат в Пошатах раздольные мокшанские песни, забываются традиционные праздники. Но разве не то же самое происходит в соседних селах – татарских и русских? Русский язык зарастает сквернословием, как деревенские улицы бурьяном... А клубы на замке, а упавший голос русской песни, а «охрипшая» русская гармонь?.. Мы, забывающие родной язык, разве на русском сегодня разговариваем? Между языком Толстого, Чехова, Твардовского и современным универсальным, напичканным жаргоном и сквернословием, примерно такое же отличие, как между звездой и уличным фонарем. А может, русский язык стал таким оттого, что мы забываем родной?
Пустеют и татарские села. В школах татарский язык преподается на примитивном уровне и часто случайными людьми. Забыты ремесла, национальные праздники. Татары-мишари живут в Мордовии искони. Почему же не выходят отсюда артисты, художники, композиторы? И когда на мордовской земле родится новый Хади Такташ...
Моя русско-мордовско-татарская малая родина – это живой и уникальный макет всей нашей республики. Ее культуру я сравнил бы с сообщающимися сосудами. Если, скажем, в русском отсеке уровень понизился – мордовский не переполнится. Не будет пустовать русский отсек, если начнет наполняться мордовский. А, услышав соседей, разве не вспомнят татары свои национальные традиции и праздники?..
Кто же виноват в наших национально-культурных проблемах? Разве русский народ подрубил наши корни, или мордовский, или татарский? Нет, просто «прошумел осенний ветер» над нашей памятью. Язык народа, национальные традиции, ремесла – это прежде всего память, как и сама культура. А когда общество поражено такой социальной болезнью, как беспамятство, вряд ли можно говорить о возрождении народных традиций, о любви к родному языку, причастности к истокам. Научить, тем более заставить любить родной язык невозможно, если нет к нему внутренней тяги, душевного настроя. А его и не будет, пока человек не впитает память с первыми каплями материнского молока.
Уважение к памяти... Можно ли воспитать его, если у нас даже память о близких не уважается? Нередко тонут в полыни и крапиве деревенские кладбища...
Вот где корень зла, вот где наша общая – и мордвы, и русских, и татар – беда. Когда же это началось? Наверное, в тот миг, когда в России рухнули купола церквей и минареты мечетей, когда слетели с них кресты и полумесяцы. Сегодня история дает шанс собрать утерянное. Быть может, он последний: завтра люди уже не захотят этого делать.
Рецептов я не знаю. Только все вспоминается мне зябкий и ветреный ноябрь и покачивающаяся на волнах Мокши деревянная лодка. А в лодке – мордва, русские, татары. Как важно вовремя подхватить у друга весло, меньше качать лодку и главное – понимать друг друга без слов...».
Многое из этой давней, в чем-то наивной, но искренней публикации актуально и сегодня. Хотя и многое изменилось: в Акчееве сегодня есть мечеть, а в Кабанове и Мордовских Пошатах – церкви. Но главное то, что наше единство на общей родной земле – наше золотое достояние и сегодня необходимо беречь и защищать.

Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ


 

Татарская культура на праздниках в Mордовии

Татарская самобытная культура является органической частью многонациональной культуры Мордовии. И не случайно мордовский край на протяжении непременно украшают яркие и звонкие татарские сабантуи, ставшие любимыми праздниками  и для мордвы и русских. То же самое можно сказать и о других татарских праздниках. А в этом году татарская песня была включена и в программу эрзянского народного праздника «Велень озкс» (Моление селу), прошедшего недавно в Большеигнатовском районе.

 

Лучший по профессии работает в патрульно-постовой службе

Рамиль Рафикович Аитов – инспектор 3-ей роты отдельного батальона патрульно-постовой службы УМВД России по г.о.Саранск. В июле старший сержант полиции Аитов представлял региональное МВД на заключительном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди сотрудников строевых подразделений патрульно-постовой службы территориальных органов МВД на звание «Лучший по профессии», приуроченного к 100-летию образования ППС.
По итогам состязаний Рамиль Аитов занял общее второе место, стал победителем по физической подготовке. Ему вручили медаль, диплом второй степени и ценный подарок.  В течение четырех дней участники показывали свои профессиональные навыки в правовой, служебной, огневой и физической подготовке. Стоит отметить, что в заключительном этапе конкурса участвовали 174 сотрудника территориальных органов МВД России.

 

Ләмберәдә үз көчләре белән спорт мәйданчыгы төзиләр

Ләмберә авылы халкының бер бик тә матур гадәтләре яшәп килә: яшәгән урыннарын матур һәм уңайлы ясау. Мин сокланып бу турыда еш язып киләм: авыллары урамнарын, өй тирәләрен, бакчаларын чистарталар, яшелләндерәләр, бизәп торалар. Соңгы елларда ял урыннары булдыралар. Мәсәлән, Лямбирь авылының Сельхозтехника микрорайонында балалар мәйданчыгы төзеп бетерәләр инде.

 

Насакан Потьмада юл проблемасын чишәсе бар

21 июльдә РМ Дәүләт Җыелышы депутаты А.А.Болдырев, «Чәчәкләр дөньясы» генераль директоры «Бердәм Россия» җирле иҗтимагый кабул итү партиясендә гражданнарны чираттагы кабул итү үткәргән.
Кадошкино районы Насакан Потьма авылында гомер итүче Рәшит Исмаил улы Асаинов А.А.Болдыревка сорау белән мөрәҗәгать иткән.

 
Еще статьи...

Колонка гл. редактора

Колонка главного редактора

Из-под кисти - и мечети, и церкви

Гости
Сейчас 89 гостей онлайн
Счетчик посетителей
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня1408
mod_vvisit_counterВчера4579
mod_vvisit_counterНеделя20411
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23783
mod_vvisit_counterМесяц84074
mod_vvisit_counterПрошлый месяц86432
mod_vvisit_counterВсего5807970