Татарский национальный коллектив «Умырзая», созданный в 1969 году, знают и любят в нашей республике, причем не только татары. Ансамбль представляет зрителям богатую татарскую культуру, песни и танцы. Много лет он участвует в республиканском фестивале народного творчества «Шумбрат, Мордовия!». Коллектив за годы своего существования всегда востребован. Однако и старые проблемы остаются, и новые появляются. О них газете «Юлдаш» рассказала Гюзель Наимовна Казакова, хормейстер народного ансамбля песни и танца «Умырзая» Лямбирского района. - Я стала хормейстером коллектива «Умырзая» чуть больше двух месяцев назад. Прежнего состава  ансамбля теперь нет, вместе с ними «ушли» и песни. У нас полностью обновился творческий состав, в котором сейчас 36 человек от 20 до 39 лет – танцевальный и хоровой состав. Причем не только татары, но есть и русские и мордва. У меня есть девочка – папа татарин, мать мордовка, шустро по-мордовски говорит, но поет так душевно по-татарски.  Главное для меня –  чтобы горели глаза, был энтузиазм, а это у них есть. Я вижу, как они «горят» тем, чем занимаются.  Я взяла в коллектив по-настоящему заинтересованных, неравнодушных людей. Я довольна результатом, особенно, какой замечательный подобрался женский состав, как хорошо он смотрится на сцене. И ведь  есть еще люди, кто просится в «Умырзаю». Я им так и говорю: «Подождите, ансамбль укомплектован». Молодежь – это новые силы.
У меня  давно была задумка наладить связи с татарскими селами нашей республики, где есть ансамбли, съездить туда самой: я сама вожу машину. Выехать в район – послушать их песни, посмотреть, как они выступают, записать песни. Потому что я бы хотела делать программу на нашем местном мишарском творчестве, а не на казанском. В прошлом году я защищала дипломную работу в Казани в университете культуры, которая была посвящена культуре мишар Мордовии.  Тогда  профессор консерватории высказала большое пожелание увидеть сборник с нашими мишарскими песнями.
Знаю, что выступления татарского народного ансамбля «Умырзая» хотели бы видеть и в других татарских селах Мордовии. Наши люди любят свою родную культуру, скучают по ней.
Но «Умырзая» пока «невыездная» даже по татарским селам, так как у  нас нет полноценной программы: репертуар мы ищем, подбираем. Можем, конечно, спеть три-четыре  песни, но на концерт нужно ехать, чтобы ансамбль исполнил хотя бы шесть-семь песен. Конечно, хочется налаживать контакты.  Коллектив-то огромный, а транспорта для поездок нет. Надо кого-то просить.  
Платья  для выступлений старые, оставшиеся от прежнего состава, большого размера. Мои девочки ушивали, как смогли. Я говорю: «Девчонки, терпим». И терпят. Нужны не только костюмы. Сейчас на сапоги необходимо найти 50 тысяч рублей. Проблем много, но мы хотим развиваться. И очень приятно, что среди татарской молодежи есть по-настоящему  творческие люди, которые готовы петь родные песни для нас с вами не только в Лямбире и Саранске, но и в татарских селах Мордовии.  
Я обращаюсь к работникам культурно-досуговых центров татарских сел Мордовии, к сельчанам. Наверняка в ваших селах есть свои самобытные песни, которые нужно вспомнить, петь со сцены. Нужно тесное сотрудничество. Пусть за тем же круглым столом, за чаем в селах. Вот тебе и обряд, и пища для размышления. Жюри на конкурсах даже спрашивают: «Где ваш мишарский фольклор?» Отвечаю: будет!
Остается надеяться, что просьба Гюзели Казаковой не останется без внимания татар, живущих в городах и селах Мордовии. И скоро мы услышим новые песни в исполнении этого татарского коллектива.
Можно обращаться в Центр татарской культуры по адресу: с.Лямбирь, ул.Ленина 12, телефон 8 (834) 41- 2-27-07.

Альбина Давыдова