(Окончание. Начало в №40 от 14.10.15)

В селе Алтары существует легенда, что у Тимая бая было несколько мечетей, одну из которых он подарил нашему сельскому учителю Мухамету Юсифу. История мечети связана с именем Мухамета Юсифа Сейфуллова. Однажды сын купца Усмана – Юсиф вместе с прислужниками отправились на Мало-Березниковский базар продавать муку, зерно. Продав все, в том числе и отцовских лошадей, велел передать деньги отцу, а сам отправился учиться в Бухару, сказав при этом: «Передайте отцу, чтобы он меня не искал и не беспокоился». Есть даже про это песня, вот несколько строк из нее:
«?ти телеграммны суктырма,
Телеграмм й?ри бушка.
Атасы югалган улын эзли бушка,
Ходай н?фис итс? кайтырбыз тизд?н».
Действительно, Юсиф учился у знаменитого бухарского мугалима, «…у Салиха Юсипова. Проучившись 12 лет, Юсиф вернулся в родное село и стал учителем. Он учил всех желающих во дворе своего дома. Фабрикант-владелец Ширингушской суконной фабрики Тимай бай, узнав, что в Алтарах есть образованный мулла, пригласил его к себе служить муллой и учителем. Как долго Юсиф пробыл в Ширингушах неизвестно.
Однажды Мухамет-Юсиф говорит Тимай баю: «Если ты уважаешь ислам, подари нашему селу мечеть, их у тебя много, а в наших Алтарах нет мечети». Он ответил: «Можешь взять любую из мечетей в знак уважения и верной службы, которая тебе понравится, для разборки и перевозки дам людей». Теперь, по преданию, эта мечеть стоит в центре села Алтары. Это единственная мечеть в Мордовии, которая в различные периоды истории ни разу не закрывалась. Во время коллективизации и раскулачивания в 30-е годы ХХ века в Алтарах был бунт, и мечеть хотели закрыть, несколько дней не пускали туда людей. Однако народ настоял на своем, и мечеть была снова открыта. Поговаривают, что кто-то из алтарцев даже ездил в Москву к Сталину на прием просить об открытии мечети. К Сталину он не попал, отправили к Кирову. В республиканском архиве даже нашелся документ об этом факте.
У Тимая бая работали многие жители нашего села. Как вспоминают старожилы, по словам их предков, за работу он хорошо платил, людей не обижал, все были довольны. Много интересного мне рассказал Летфулла Ипкаев, бывший первый председатель нашего колхоза «Шефная звезда». Он многое помнит из рассказов отца, а тому когда-то эти истории рассказывал его отец. Поэтому Летфулла Ипкаев дал более подробные сведения об истории и основании нашего села с древних времен, о людях, которые впервые заселялись в наши края, о названии колхоза и многом другом. И, конечно, о Тимае бае, о мечети, и о мулле.
Вот что он рассказал. «Наши корни уходят в далекое прошлое. Все мы татары – выходцы из Золотой Орды и Темникова. И наше село Алтары раньше называлось Рейтары, в честь служилых татар на засечной черте, которые охраняли границы Московского государства. На этой черте около озера Лебяжье расположились шестеро семей «Алты ир» - Алтары. В нашем селе было много образованных мулл и людей с достатком, имевших мельницы, просодранки, кузницы, мелочные лавки и многое другое. Среди них самые богатые - Шарип халкы (Шарип Усманы). У них была мельница, просодранка, лавка, большой сад и пчелы. Именно его сыном был мулла и учитель Юсиф. Он купил два деревянных пятистенных дома, соединил их в один. В одной части учились, в другой жили приезжие учителя и ученики из других сел.
О том же рассказывает и Аббяс абый Баляев, бывший директор и учитель истории нашей школы, который вел тетрадь записей со слов отца, в которую записывал факты об истории и названии села, о людях.
Со слов Биляла Ипкаева рассказывает его сын Бахарам: «Отец говорил что один из его предков долгое время служил у Тимая бая кучером, всегда его сопровождал в различных поездках, вместе ездили на фабрику смотреть, как трудились рабочие, осматривали поля с зерновыми, где работали крестьяне. Тимай бай вставал рано и за день успевал осмотреть все свое хозяйство».
Вспоминает дочь Хасяна Нугаева Абидя апа: «Мой прадед долгое время работал у Тимая бая главным объездчиком полей. Он говорил, что у него было много полей в разных селах. В его обязанности входило осматривать эти поля, и докладывать Тимаю баю о том, какое поле уже пора косить. Сукно, которое изготавливали на фабрике, на лошадях возили на железнодорожный вокзал в Пензу, а оттуда отправляли в Санкт-Петербург, где шили из него форму для флота. На обратном пути из Петербурга в деревнях покупали шерсть у населения».
Сын Арифуллы Алтынбаева Атаулла рассказывал: «Отец говорил, что кто-то из наших предков работал у него главным конюхом. Тимай бай, по его словам, очень любил лошадей, считал, что они всегда должны быть ухоженными и накормленными. У Тимая было много лошадей. Утром запрягали одних, на которых ездил осматривать поля, в обед заедет, поменяет на других, а сам даже обедать не заходил. Вечером – уже другие лошади».
Эти записи мною были сделаны, когда еще многие из рассказчиков были живы и здоровы, чувствовали себя хорошо, помнили рассказы своих отцов. Я всегда задавал один вопрос: Тимай бай - это фамилия или кличка? Никто не мог ответить, они рассказывали лишь то, что узнали от отцов.
Другая тема, которая меня волновала, сохранился ли подарок Тимая бая – мечеть? И если сохранился, то которая из сельских мечетей считается его, ведь в то время в селе было три мечети. В этом вопросе также однозначного ответа не нашлось. Некоторые говорили, что вообще такой мечети не было, все это выдумка. Другие говорили, что эту мечеть в 30-е годы во время коллективизации и раскулачивания сначала закрыли (специальным решением Ромодановского РИК, имеется документ), а потом передали в колхоз под зерносклад, потом вовсе разобрали, а ее минарет долгое время прятали у себя один из сельчан. Так, Хадича апа Слаева говорит,  мечеть – подарок Тимая бая селу, разобрали, когда в Алтарах было раскулачивание.
Однако сельчане уверены, что подарок известного бая по-прежнему стоит в селе. Например, Мадина абыстай Сюбаева рассказала, что со слов ее отца старая мечеть, расположенная в центре Алтар, и есть подарок Тимая бая. Ее слова подтверждает и Ханяфия Шарибжанов. Он говорит, что в этой мечети служили потомки известного муллы Юсифа - отец Усман и сын Алиулла Альмяшевы. Ту же историю рассказал и имам Алиулла Альмяшев Хасымхану Ямбаеву, который у него учился. Согласна с ними и Сафура апа Бикмурзина, которая знает эту историю от своих прадедов.
Хочу сказать слова сердечной благодарности совету музея Ширингушской средней школы Зубово-Полянского района, учителям, директору школы и руководителю музея за предоставленный материал о Тимае бае. Кроме того, хочу обратиться к ним с огромной просьбой. Может быть, имеются какие-нибудь рисунки или эскизы самого Тимая бая или муллы Юсифа, какие-нибудь дополнительные сведения или просто легенды о самом бае, о мулле и о мечети. Это стало бы хорошим дополнением к уже собранной информации.

Наиль Исхаков,
учитель Алтарской школы Ромодановского района