Всего месяц назад в Москве прошел форум Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину», в котором принял участие Президент РФ В.В.Путин. На нем были обсуждены острые и актуальные проблемы современного здравоохранения нашей страны. Были отмечены плюсы и минусы внедрения современных методик и разработок в медицине. Одним из вопросов, который обсуждался на форуме, стало и то, насколько удобна для пациентов электронная очередь к врачу. И действительно, в течение нескольких последних лет большинство учреждений здравоохранения нашей республики внедрили практику электронной записи к врачам. И уже теперь, по истечении некоторого времени, после многократного пользования этой системой, я хотела бы поделиться с вами впечатлениями, которые накопились у меня самой и моих знакомых.
Итак, в нашей республике работает сайт medrm.ru, на котором каждый желающий при помощи номера своего полиса обязательного медицинского страхования может зарегистрироваться, а потом и записаться на прием к врачу в поликлинику не только по месту жительства, но и в специализированные медицинские учреждения, например, в стоматологическую поликлинику или к узким специалистам в консультативную поликлинику Республиканской клинической больницы. Работа этой системы давно отлажена, и записаться к врачу действительно очень просто с любого устройства, которое имеет выход в Интернет. Это неоспоримый плюс. Например, лично я с домашнего компьютера или даже с телефона записываю на прием к педиатру своих детей, прихожу к указанному времени и без очередей и проволочек попадаю к доктору. Однако и здесь есть заковыка: многие пожилые люди, которые как никто часто пользуются услугами врачей, не владеют навыками, необходимыми для осуществления записи. Тем, у кого есть «продвинутые» внуки проще. А если нет? Только чтобы записаться к врачу нужно идти в поликлинику и обращаться в регистратуру. По телефону в большинстве медучреждений в записи вам откажут. Неудобно, особенно если человек болен и ему тяжело передвигаться. Конечно, можно прийти в поликлинику без записи, но, скорее всего, доктор, к которому вы явились, скажет: «Ждите, приму всех, кто по записи, а потом вас». И ожидание это может растянуться на несколько часов, гораздо дольше, чем было раньше в живой очереди. И никто вам не гарантирует, что доктор вас примет. Ведь пациентам по записи он отказать не может, а прием расписан буквально по минутам. Как говорится, повезет, если не придет кто-то из записавшихся.
А это еще одна сторона медали в вопросе электронных очередей в медучреждениях. Поговорим о тех, кто записывается на прием к врачу, занимая место в очереди, которое может быть необходимо еще кому-то, а потом не приходит. Конечно, в жизни бывают разные ситуации, иногда пациент действительно не может прийти и не имеет возможности отменить запись, но в большинстве случаев, передумав идти на прием к врачу, человек все-таки может потратить 3-5 минут драгоценного времени и в том же электронном порядке отменить запись, освободив место для того, кому необходимо попасть на прием к этому врачу, но, к сожалению, практически никто этого не делает. Такое эгоистичное поведение неприемлемо, нужно проявлять уважение к другим людям, и, возможно, когда вам срочно понадобится помощь специалиста, в листе записи тоже появится свободная строка. Ведь иногда своевременное обращение к врачу может спасти человеку жизнь.
Еще одна проблема: я хочу попасть к врачу, захожу на сайт, чтобы записаться, а ближайшее свободное для записи время - через неделю, а иногда через две, а к узким специалистам очередь может быть расписана и на месяц вперед. Хорошо, если повод для вашего обращения к врачу не очень срочный, например, профилактический осмотр. А если проблема в вашем здоровье требует немедленной диагностики и лечения? Тут, как правило, несколько выходов: опять же прийти без записи и слезно умолять врача принять вас, либо не ждать и идти в платную клинику, где нет очередей, и вас за ваши кровные очень рады будут видеть. Есть и еще один вариант, распространенный в нашей стране, - блат. Нужно искать человека, который приведет вас на прием к нужному вам специалисту. Признаюсь честно, я прибегала ко всем этим методам, чтобы попасть на прием к врачу, когда была для этого острая необходимость.
Всего полгода назад в детской поликлинике, куда я вожу своих детей, прием по записи осуществлялся только в первый час. То есть, если доктор принимает с 8 до 12 часов, то запись была только с 8 до 9, а с 9 до 12 - прием по живой очереди. Сейчас по электронной записи расписан весь приемный день врача. На мой взгляд, это тоже не очень удобно, я считаю, что хотя бы один приемный час - последний должен быть оставлен для тех, кто попросту не смог или не успел записаться, или посещение врача оказалось срочным и спонтанным. Ведь все мы живые люди и даже на день, не то, что на неделю вперед не можем предугадать состояние своего здоровья. Конечно, для экстренных случаев, существует «скорая помощь», но ведь не каждая срочно возникшая проблема со здоровьем требует госпитализации или вызова врача на дом.
Несомненно, система электронной записи к врачу имеет больше плюсов, чем минусов, в тех учреждениях, где она работает правильно, проблема очередей либо сведена к минимуму, либо решена полностью. Однако есть ряд недочетов, которые нужно проработать и исправить, чтобы облегчить жизнь и врачей, и пациентов.

Эльвира Баляева