В Саранске много татарских семей, где есть интересные яркие личности и где связь и преемственность поколений ощущается так явственно, что ее буквально можно «руками потрогать». Преемниками старшего поколения в сбережении лучших семейных традиций воспитания, сохранения своей национальной культуры, языка, истории рода, являются дети и внуки Алии Садретдиновны Вагаповой, которая живет вместе с дочерью Гельнур и внучкой Гюзель.

Любовь к знаниям

Родовые корни Алии Садретдиновны происходят из села Лямбирь. В девичестве Каникова, она родилась в многодетной семье домохозяйки Магинур Ибятулловны, занятой воспитанием восьмерых детей, и колхозника Садретдина Айнетдиновича. У имеющего крепкую крестьянскую закваску семейства, конечно же, было свое небольшое хозяйство: огород, корова, овцы. Несмотря на то, что родители были простыми крестьянами, они были весьма грамотными людьми (Магинур Ибятулловна читала в оригинале Коран!), и стремились всеми силами дать образование детям. И намерение свое они с успехом воплотили в жизнь, воспитав всех в духе просвещения.
А дочь Алия стала венцом всех их надежд, став учителем, почитание к которому в те времена на селе можно было сравнить разве что с почитанием к муллам и уважаемым алимам.

Драгоценные колоски в поле

После начальной школы Алия поступила в сельскую семилетку, которую сумела окончить весьма успешно, несмотря на трудности, постигшие ее семью, наряду с другими, когда началась война. Отца призвали на защиту Отечества на второй же месяц войны. Вместе с ним ушел и старший брат Нярсулла. На второй же год Великой Отечественной войны пришла похоронка на отца. Потом и Нясруллу забрала война. Брату Якубу посчастливилось вернуться живым. В конце войны на фронт был призван и младший из братьев – Аббяс.      
Война не делала скидок и не давала льгот ни многодетным, ни больным, ни малым, ни старым. Вся страна мобилизовала свои силы, чтобы одолеть врага. В многомиллионный строй тружеников тыла встала и Магинур Ибятулловна, которая посменно, практически без отдыха, работала на колхозных фермах и полях.
Оставшаяся за старшую, Алия нянчилась с грудными и малолетними сестрами и братьями. В пору уборочной страды вместе со сверстниками выходила на поля и Алия, чтобы собрать колоски, чтобы ни зернышка не пропало…

В Белозерье - по распределению

Получив семилетнее образование, девушка поступила на отделение учителей начальных классов Лямбирского татарского педагогического училища. И сразу, по распределению, попала в Белозерьевскую семилетнюю школу. В сорок девятом году село Белозерье еще входило в состав Лямбирского района.
Во время работы в Белозерье Алия прошла настоящую школу учительства, сумев заинтересовать учебой непростой ученический контингент села. В те годы чрезвычайно религиозные родители считали главным приоритетом воспитание своих детей в духе строгого ислама, которое только было возможным в конце 40-х – начале 50-х, в конце сталинской эпохи. И весьма снисходительно относились к образованию светскому. Однако классы двадцатилетней учительницы были полны. По воспоминаниям дочери Гельнур, маленькой девочкой присутствовавшей на маминых уроках, стоило Алие Садретдиновне войти в класс да строго так взглянуть на озорника, тотчас наступала идеальная тишина.
Опытом педагогического мастерства делились с Алией Каниковой ее коллеги. Небольшой педагогический коллектив во главе с таким же «приезжим», как и она сама, директором Хамзей Айнетдиновичем Янгляевым, принял ее очень тепло. Став частичкой этой дружной учительской семьи, она не просто обрела бесценный преподавательский опыт – а всей душой полюбила эту очень небольшую, по нынешним меркам, одноэтажную деревянную школу с тремя или четырьмя (память временами подводит Алию апу – возраст!) классными комнатами.

Первый учитель

Многодетные белозерьевские семьи обеспечивали высокую наполняемость классов – по двадцать пять, тридцать человек. Учились, по воспоминаниям пожилой преподавательницы, в две смены.
За время работы в начальном звене, она обучила грамоте, письму и счету не одно поколение жителей этого села. Алия Садретдиновна говорит, что среди них разные были – и способные, стремящиеся к знаниям, и равнодушные к учебе озорники. Но все они при встрече со своей старенькой первой учительницей еще издали приветствуют ее и заключают в свои теплые, благодарные объятия.
Эти вчерашние мальчишки и девчонки с наивно распахнутыми глазенками сегодня – давно уже мамы и папы, многие уже и внуками обзавелись. Но не забыли свою «Апу», которая, видимо, сумела вложить в них, помимо знаний нечто такое, что помогло им найти свое место в жизни. Среди них особенно запомнились ей ученики по фамилии Базеевы и Салиховы, которые, по ее словам, «большими людьми» стали.

Здесь и счастье свое нашла

Довелось Алие Садретдиновне несколько лет проработать вожатой в Белозерьеевской школе. В бытность свою лидером пионерской организации, энергичная девушка организовывала многочисленные тематические вечера и музыкально-литературные композиции, школьные концерты и даже постановку спектаклей. Среди способных старшеклассников она и сама блистала не только организаторскими, но и вокальными и артистическими талантами, чудесным голосом и выразительной внешностью. Тут-то и заприметил черноглазую и чернобровую Алию бравый парень Варис Вагапов из соседнего села Иняты, приведенный в школу своим приятелем на своеобразные «смотрины». Познакомились – понравились друг другу. Вскоре и поженились. Было это в 1955 году.
Спустя семь лет перевелась она в Инятскую начальную школу, где проработала до 1973 года. За выслугой лет Алия Вагапова решила уволиться из школы и сменить род деятельности. Однако судьба вернула женщину в Инятскую школу, где она трудилась до 1999 года – вплоть до семидесяти лет!

Свое подворье в Инятах

Сейчас Алие Садретдиновне уже восемьдесят четыре. И уже семь лет минуло с тех пор, как покинул этот мир Варис Ибятуллович. Однако так свежи в ее памяти счастливые годы, пролетевшие, словно несколько дней! Оба голосистые, любили петь на семейных праздниках и просто так, для души.
В 1991-ом, когда экономика всей страны рушилась на глазах, Варис Ибятуллович, всю жизнь проработавший шофером, сумел организовать основательное подворье в родном селе и обеспечивать в тяжелые времена всю семью деревенской, экологически чистой продукцией. Лошадь, корова, сад, огород – справляться со всем этим помогала, конечно, супруга да крепкая крестьянская закваска и деловая жилка, унаследованные, по-видимому, от отца Ибятуллы Вагапова. По семейным преданиям, был он большим человеком в районе – по финансовой части проходил. Даже сохранилось изустное предание о том, как ходил он с широким поясом на талии, набитом деньгами…

Жизнь продолжается в детях

Супруги Вагаповы народили троих детей. Всех воспитали добропорядочными и скромными людьми. Особенно это заметно в младшей дочери Гельнур Варисовне, преподавателе физкультуры в Мордовском госуниверситете, которая очень скупо говорила о своих успехах в беседе с нами. А они у нее немалые.
Гельнур Вагапова на протяжении пятнадцати лет тренирует студенческую баскетбольную команду, являющуюся неоднократным призером турниров разного ранга. Сейчас Гельнур Варисовна готовит своих подопечных к чемпионату России среди студенческих команд. Достигать успеха она учит не только чужих (хотя, они все для нее уже родные), но и свою дочь – целеустремленности, преданности своему призванию и работе над собой. Гюзель, студентка  третьего курса строительного факультета, профессионально занимается легкой атлетикой. Она призер чемпионатов России и студенческих чемпионатов по прыжкам в длину. Ее личный рекорд в этом виде спорта составляет более 5 метров 20 сантиметров!
Если Гельнур отличает любовь к наставничеству и спорту, то старший Фаиль – просто пример для всего семейства в сохранении и бережном отношении к истории и традициям своего рода. Будучи руководителем одного из отделов в крупном банке, он находит время трепетно и скрупулезно собирать сведения из истории семьи. Успешен и еще один брат – Шамиль, который прочно занимает свою нишу в строительном деле.

Тепло родного очага

Пятеро внуков, один правнук, трое детей Алии Садретдиновны любят по выходным собираться в тесном семейном кругу вокруг мамы, которая как никто другой теплом души своей согревает их сердца!
А летом всем семейством по традиции выбираются в родные Иняты – послушать щебетание птиц, поваляться в зеленой траве, попить колодезной воды да выспаться всласть на старинной русской печи, оставшейся еще с дедовских времен. Ведь именно они, внуки, отстояли печь у родителей, собравшихся было снести ее за ненадобностью. И теперь, едва переступив порог бревенчатого дома, стремятся взобраться на нее, чтобы уснуть, убаюканные теплом старой печки. Хотя летом ее, конечно, не топят. И откуда берется это волшебное тепло?!..

Умида Баймашева