19 апреля в Службе крови Мордовии состоялось торжественное мероприятие, приуроченное к национальному Дню донора крови в России, который отмечается 20 апреля.
В праздничном мероприятии приняли участие представители Министерства здравоохранения Республики Мордовия, Почетные доноры России, сотрудники Службы крови, организаторы донорского движения, волонтеры. По традиции была проведена церемония награждения доноров нагрудным знаком «Почетный донор России», учрежденным Правительством Российской Федерации, выражающим признание государством благородного вклада гражданина в развитие добровольного и безвозмездного донорства крови и ее компонентов в нашей стране. Всего в Мордовии более 4700 Почетных доноров.
Заслуженные награды донорам вручил заместитель министра здравоохранения РМ Сергей Вячеславович Саушев.
Почетную грамоту Министерства здравоохранения РМ вручили донору костного мозга Руслану Шайхетдиновичу Баляеву, Почетному донору России, на счету которого 82 донации крови и ее компонентов.
11 апреля Руслан Баляев совершил донацию гемопоэтических стволовых клеток в Кировском научно-исследовательском институте гематологии и переливания крови. Он второй донор стволовых клеток из нашего региона.
Мы пообщались с Русланом Шайхетдиновичем и расспросили его о том, как он стал донором костного мозга.
Руслан Баляев вступил в Федеральный регистр доноров костного мозга в 2019 году, когда уже получил звание Почетного донора России. В Регистре из Мордовии зарегистрировано  около 1800 потенциальных доноров костного мозга.
Тогда же Руслан сдал кровь. По анализу был определен генетический код, по которому впоследствии и ищут доноров. Регистр доноров костного мозга – это что-то вроде базы данных добровольцев в возрасте от 18 до 45 лет, готовых поделиться кроветворными стволовыми клетками.
- В конце лета 2023 года раздался телефонный звонок. Меня спросили, помню ли я, что вступил в Регистр доноров костного мозга и готов ли стать донором. Я ответил утвердительно. И спустя некоторое время меня пригласили для повторного анализа, который подтвердил совпадение генетического кода с реципиентом, человеком, который нуждался в пересадке, – рассказывает Руслан Шайхетдинович.
Костный мозг – это центр по созданию клеток крови. Находится он в основном внутри костей черепа и таза, в ребрах, грудине и бедренных костях. С головным и спинным мозгом его объединяет только название – никакого отношения к нервной системе этот орган не имеет. Пересадка костного мозга может потребоваться человеку в случае злокачественных заболеваний крови; тяжелых форм анемии и врожденных заболеваний крови; проведения химиотерапии различных опухолей, лучевой болезни; болезней, связанных с нарушением свертывания крови; рака и аутоиммунных заболеваний, которые сопровождаются значительным снижением иммунитета.
Руслану сказали, кому понадобился его костный мозг – в пересадке нуждалась девочка 12 лет.
- Она почти ровесница нашей дочери, поэтому сомнений или желания отказаться от тогда еще малоизвестной для меня процедуры не возникало, – говорит Руслан. – Однако после сдачи крови наступило затишье на несколько месяцев. Со мной периодически связывались специалисты Кировского научно-исследовательского института гематологии и переливания крови, но на обследование не приглашали. В начале 2024 года началась процедура подготовки. Из Кирова мне позвонил врач и очень подробно на протяжении нескольких часов рассказал о той процедуре, которую мне предстояло пройти. О том, что было принято решение о заборе гемопоэтических стволовых клеток из периферической крови – аферез. Есть и еще один способ забора костного мозга – с помощью нескольких проколов под наркозом стволовые клетки костного мозга забирают из тазовой кости донора, такой способ применяется гораздо реже.
- Так, как перед донацией стволовых клеток, меня не обследовали никогда в жизни. Я сдал анализы крови на несколько десятков различных показателей, прошел УЗИ, заполнил анкету о перенесенных заболеваниях, в которой было более 50 вопросов, и только потом получил заключение терапевта о том, что не имею противопоказаний к донорству стволовых клеток, – говорит Руслан. – Мне сказали, что окончательное решение о донации я должен принять не позднее, чем за 10 дней до назначенной даты. Отказаться можно в любой момент, вам ничего за это не будет, но нужно понимать, что отказ в прямом смысле будет стоить пациенту жизни. Дело в том, что за 5-10 дней реципиенту проводят высокодозную химиотерапию, которая буквально уничтожает кровеносную и иммунную систему. Если не сделать пересадку, реципиент умрет.
Отмечу, что донорство является добровольным и полностью безвозмездным. Однако проезд к месту донации и все сопряженные с этим расходы оплачиваются. Мне купили билеты в Киров, где прошла процедура, и обратно, оплатили проживание в гостинице и питание. Вечером 7 апреля я приехал в Киров, а уже утром следующего дня у меня снова взяли анализы, и началась подготовка. В течение трех дней до донации и в день донации мне вводили препарат, стимулирующий выход гемопоэтических стволовых клеток из костного мозга в периферическую кровь. В эти дни я старался много гулять. Побочным эффектом введения этого препарата являются гриппоподобные симптомы: небольшое повышение температуры, ломота в костях. Это, конечно, неприятно, но вполне терпимо.
11 апреля состоялся аферез. Мне в одну руку установили катетер, чтобы она была подвижной, можно было пользоваться телефоном, а также для введения инъекций, в другую – иглу, через которую забирали кровь из вены. Всю мою кровь трижды пропустили через специальный аппарат – сепаратор, автоматически отделяющий гемопоэтические стволовые клетки, которые были переданы для трансплантации, а остальные компоненты крови вернули в кровеносную систему через катетер. Сама процедура донации заняла пять с половиной часов. На следующий день я уже отправился домой, - рассказывает Руслан Баляев. – Буквально за неделю я полностью восстановился, чувствую себя хорошо. Все это время я находился на больничном. Доктора сказали мне, что мои стволовые клетки восстановятся примерно за 2 недели – месяц.
Донорство стволовых клеток – процедура анонимная. Донор и пациент всегда находятся в разных больницах, никак не взаимодействуют и, тем более, не общаются друг с другом. Если пересадка проходит успешно, и оба хотят познакомиться – это может произойти не раньше, чем через 2 года после операции.
- Я очень надеюсь, что сданные мной стволовые клетки, подарят шанс на жизнь этой девочке. Пусть процедура трансплантации пройдет успешно, и все у нее будет хорошо. А еще после трансплантации у нее будет моя группа крови, так что мы теперь в какой-то степени родственники, - делится Руслан Шайхетдинович.

 

Фарида ГАЛЕЕВА