В 2022 году мы отмечаем 1100-летие с момента добровольного принятия ислама волжскими булгарами – предками татарского народа на государственном уровне. Принятие ислама булгарами предопределило цивилизационный и культурный ход развития этноса.
Ислам до наших предков дошел от первоисточников, так как четвертый халиф Али ибн Абу Талиб в 656-661 годах перенес столицу халифата из Медины в Куфу. С переездом халифа и его администрации в новую столицу переехали и часть сподвижников пророка Мухаммада, которые остались в этой местности и после его смерти.
В 721 году в городах Куфе, Басре, Багдаде самым известным факихом – мусульманским правоведом того времени становится имам Абу Ханифа Ан-Нуман ибн Сабит Аль-Куфи, получивший свои знания от сподвижников пророка и поколения мусульман, которые были учениками и последователями сподвижников пророка Мухаммада.
После смерти имама Абу Ханифы в 767 году ученики систематизировали его труды, и вследствие этого появилась ханафитская религиозно-правовая школа – ханафитский мазхаб. Иджтихады – религиозно-правовые заключения имама Абу Ханифы, выведенные на основе Корана и сунны пророка Мухаммада, которые нашли широкое распространение и правоприменение в мусульманском мире.
До наших предшественников – булгар ислам дошел посредством трудов имама Абу Ханифы и его учеников. Ханафитский мазхаб в реалиях немусульманского государства максимально адаптировал и интегрировал в русском государстве татарский народ.
Ислам – социально ориентированная религия. Один из столпов ислама обязывает состоятельных людей выплачивать обязательную милостыню - закят, о чем Всевышний Аллах многократно в разных частях Корана нам напоминает. Пророк Мухаммад призывал исполнять повеления Аллаха, поощрял и поддерживал верующих в совершении добровольных пожертвований в адрес нуждающихся. На этом и зиждется меценатство в исламе.
На протяжении всей истории нашего народа меценатство было тесно связано со строительством мечетей, медресе, их материальным содержанием и обеспечением. Мечети и медресе были центрами просвещения, культуры и образования. В Коране неоднократно подчеркивается, что знание – ключ к пониманию тех процессов, которые происходят в истории человечества: «Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина...» (34:6).
Среди татарского народа много известных исторических личностей, получивших лучшее для своего времени классическое духовное образование. Эти люди реализовали себя как религиозные, общественные, государственные деятели, меценаты, теологи, востоковеды, философы, историки, этнографы, археографы, просветители, педагоги, писатели и поэты. К таким выдающимся личностям относятся Кул Гали, Махмуд Сараи Гулистани, Сеид Кул Шариф, Габдрахим Утыз Имяни, Шихабутдин Марджани, Каюм Насыри, Исмаил Гаспринский, Галимджан Баруди, Ризаетдин Фахретдин, Габдулла Тукай, Гаяз Исхаки и другие.
Неоценимый вклад в реформирование программ обучения в религиозных образовательных учреждениях – медресе, способствовавших усвоению татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки, внес Шигабутдин Марджани – теолог, востоковед, просветитель, этнограф, археограф, педагог, крупнейший татарский историк.
Из наших современников большой вклад в сохранение исторических объектов культурного и духовного наследия, в возведение объектов культового и религиозно-образовательного назначения, в возрождение национальной культуры татарского народа вносит первый президент Республики Татарстан, Государственный советник Республики Татарстан, Председатель Попечительского Совета Фонда «Возрождение» Минтимер Шарипович Шаймиев.
Реализация комплексного проекта «Культурное наследие: остров-град Свияжск и Древний Болгар» была завершена в 2019 году. Проект по возрождению Болгара и Свияжска показал, что, объединив усилия государства, общественности, международных организаций и бизнеса, можно создать уникальный музейный, культурный, туристический центр. Отметим, что этот проект поддержал Президент России Владимир Владимирович Путин.
Благодаря кропотливой работе удалось сохранить и отреставрировать более пятидесяти исторических памятников, построить около 20 новых историко-культурных сооружений, создать 28 уникальных музеев, обеспечить Болгар и Свияжск туристической, инженерной и транспортной инфраструктурой, но главное – удалось воссоздать духовные образы: веру, традиции и культуру наших предков.
Международным признанием результатов этого труда стало включение в 2014 году Болгарского историко-археологического комплекса, а в 2017 году – Успенского собора и монастыря острова-града Свияжска в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Болгар и Свияжск стали уникальными историческими духовными и культурными центрами, которые притягивают людей разных национальностей и разных конфессий.

Подготовила Эльвира Баляева