Самым близким – братским соседом татарского села Акчеево Ельниковского района издавна является русское село Кабаново. История расположила их рядом друг с другом на живописном берегу реки Мокша, возле лугов и лесов. Многонациональное добрососедстводеревень для России не удивительно, а сейчас пишу об этом потому, что эта земля – моя малая родина. И у меня в жизни многое связано не только с родным селом Акчеевом, но и с соседним Кабановым, которое впервые упоминается в 1673 году как деревня Лепьевка, отданная во владение Михаилу Ивановичу Кабанову. Например, в Кабанове, в старинном одноэтажном деревянном здании, долгие годы располагалась Акчеевская восьмилетняя школа, где я учился, где особенным предметом для меня стал русский язык. И родной татарский язык – как школьный предмет – я изучал в русском Кабанове.
В Кабанове располагалась и колхозная молочно-товарная ферма, где трудились мои родители. Там же был и колхозный конный двор, куда отец по вечерам отводил на покой, а по утрам вновь забирал оттуда лошадей, на которых работал. Среди них была и та белая лошадь, которая стала заметным явлением моего деревенского детства. Не случайно образ белой лошади присутствует и в моих книгах. А заведовал конным двором конюх Иван Николаевич Емелин – давний и добрый приятель моего отца. Помню, писал в районной газете трогательную заметку об Иване Николаевиче – как о представителе поколения детей войны, каковым был и мой отец. Емелины – исконно кабановская фамилия. Среди других распространенных в Кабанове фамилий: Казаковы, Балашовы, Минеевы, Крючковы, Чебыровы, Богомоловы. Есть также Аксеновы, Постниковы, Денисовы, Мухины, Шустовы, Галдины, Юдины, Зубаковы, Шагаевы, Сарычевы. Виктор Степанович Сарычев в свое время был знаменитым на весь район комбайнером. Если в Кабанове располагались школа, ферма, конный двор, то в Акчееве – правление общего колхоза, сельсовет, медпункт, библиотека, почта, магазин.
Акчеевцы и кабановцы веками живут дружно, породненные общей землей, будто это жители одного русско-татарского села. Живут – как близкие люди, хотя и не отрываются от родных национальных и религиозных традиций. После десятилетий «атеизма» и в Акчеевепостроили новую мечеть, и в Кабанове возвели новую церковь. Здесь сохранилось и старинное здание Покровской церкви, но оно давно уже – в полуразваленном состоянии.
Татары и русские ценят традиции друг друга. Жителям Кабанова в прежние годы хотелось, чтобы на свадьбах или других торжествах на столах были и татарские национальные угощения. И акчеевские женщины, в том числе и моя мать, старательно пекли их по просьбе своих кабановских соседей, а часто и подруг…
Многовековое добрососедское бытие русского Кабанова и татарского Акчеева олицетворяет бытие всей многонациональной России. И это – наша историческая ценность, которую Россия бережет.
Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ