В детстве вместе с дедом Джамалем и отцом Рафиком, почитая память предков на мусульманском кладбище (мөселман зираты) за селом Пензятка Лямбирского района, я часто обращал внимание, что на некоторых могильных головных столбах («баш казыгы») и камнях («таш билге» или «кабер ташы») высечены изображения, имеющие в своей основе геометрические фигуры, части животных и птиц, буквы алфавита.
В юные годы мы не придаем значения ценности некоторым событиям и вещам, но они глубоко остаются в нашей памяти. В то время я не понимал уникальность этих изображений. Сейчас, вдохновленный любовью к своей родной земле и предкам, имея небольшой опыт работы с архивными материалами, я понимаю, что эти изображения – это исключительный этнографический материал, возможно проливающий свет на происхождение моего рода и татар села Пензятка.

Каково было мое первое удивление, когда я увидел сходство тамг у разных народов (туркмен, черкесов, балкарцев, крымских татар, татар, чувашей, башкир, узбеков, монголов, казахов, кыргызов, тувинцев, турок, ингушей, чеченцев и других народов). Еще больше я удивился, когда ознакомился с родовыми знаками эрзян и мокшан – тешкс (тяшкс) тамга. Это говорит о прямом и благоприятном взаимопроникновении нескольких культур.
Начиная с XVII века татары стали активно расселяться по Поволжью, влились в русское служилое сословие, при этом сохраняли свои родовые тамги. Некоторые из них могли позднее геральдироваться в родовые гербы и знаки.
Итак, что такое тамга. У разных народов существует несколько происхождений слова «тамга» - это «тавро», «клеймо», «метка», «печать», «документ с ханской печатью», «денежный налог». Она изображалась как геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), пиктограмма, и ставилась на бытовых предметах, орудиях труда, оружии и конской сбруе. Тамги наносились на поверхность камня, дерева, кожи, керамики. Основные требования к нанесению - графическая выразительность и лаконизм. Родовой фамильный знак в древности использовался в качестве печати. Закреплялся за определенным родом или кланом и передавался по наследству от рода к роду, от отца к сыну. Потомок определенного рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент, мог видоизменить ее при отделении новой семьи от большого рода. Однако основа всегда была одна и та же, к которой добавлялась линия, черточка, точка и т. п. Тамгами отмечались границы лесных, сенокосных угодий, бортных территорий, пастбищ, полей. Их обычно ставили на пограничных дубовых деревьях, которые могли долго сохраняться. Татарские тамги сейчас можно увидеть в музеях на старых монетах, предметах домашнего обихода (медный таз, кумган, ложка, кружка, пастушеские бирки и т. д.). Ставилась во время никаха (мусульманского обряда бракосочетания), ее можно найти в метрических книгах мечетей, когда главы семейств давали свое согласие на бракосочетание детей. Также ее можно встретить под различными прошениями, письмами, ревизскими сказками (документами подушной переписи). Археологи и сегодня во время раскопок находят тамги на сосудах, блюдах, керамике, кирпичах, черепице. Родовые знаки можно увидеть не только на некоторых мусульманских кладбищах татар, башкир и представителей других народов.
Вернемся к родовым знакам мордвы. Эрзянское «тешкс» и мокшанское «тяшкс» этимологически связаны со словом «теште», то есть «звезда» в астрономическом смысле этого слова. Основное предназначение тешкса - обозначить принадлежность предмета определенному человеку, семье, роду. Тешксами, как клеймом, могли также помечать недвижимость межевыми знаками (на полях, лугах, участках леса, загонах), ставить их на ворота, двери, дома, амбары, бортные деревья, надгробия на могилах, помечать скот и т.д.
Тешксы также использовались как личные подписи в юридических документах. В сделках по продаже бортных земель встречается как продажа отдельных знамен ухожая (то есть бортных деревьев, помеченных тешксом первого владельца), так и продажа всего ухожая. Впоследствии покупатель стесывал с деревьев знамя, принадлежавшее прошлому хозяину, и наносил на них свое знамя.
Из архивных документов: «Велено на бортнике на вновь имати с купленные вотчины, что он купил у кадомских татар у ухожея третье знамя, орлов хвост, оброку на год по полупуда мёду да тот же де в их вотчине в тарханной в служилой, в мокшанском лугу в Келеверском ухожей старые их знамёна стёсывают, а свои накладывают, что в девяносто девятом году продал той же деревни мордвин, бортный свой ухожей, а во всех тех ухожьях два знамени, а на те знамёна наложили они свои Сондарканские знамёна».
По одной из версий, тешкс отца без изменения использовал только его старший сын, а остальные сыновья создавали свой тешкс, как правило, на основе отцовского, добавляя в него какие-либо дополнительные элементы. По другой версии, тешкс отца использовали все не отделившиеся сыновья, то есть живущие с отцом под одной крышей. После свадьбы женщина более не могла использовать тешкс своего рода, так как считалась перешедшей в род супруга. Тешкс замужней женщины совпадал с тешксом ее мужа, но имел полукруглую «крышечку» над ним.
По мере развития культуры, тамги утратили свое значение и к началу 30-х годов ХХ века они были вытеснены современной цивилизацией почти полностью. В начале ХХ века один из первых исследователей тамг Н.Харузин писал, что обычай ставить меты на объекты собственности исчезает не только у русских крестьян, но и у инородцев. Это связано с изменением быта, улучшением форм судопроизводства, развитием грамотности в целом.
Но вернемся в с.Пензятка. Год основания села - 1642. Захоронения осуществляются как на новом мусульманском кладбище, так и на старом (по углам и у входа). На новых могильных плитах традиционные символы и надписи. Большая часть старого кладбища занята древними, частично погруженными в землю камнями со следами сильной эрозии и поврежденными временем, упавшими головными столбами («баш казык»). Рассмотреть что-либо на камнях практически невозможно, но на некоторых из них можно различить характерные знаки, сохранившиеся в достаточно хорошем состоянии. Пока нам удалось распознать 11 знаков. На столбах, как правило, не было ни имен, ни дат смерти, на некоторых их них кроме тамги присутствовали инициалы умершего. Некоторые новые захоронения на головных столбах также имеют знаки, что говорит о том, что люди помнят историю и родовые фамильные знаки, чему я, несомненно, рад. Как видно, родовые знаки у пензятских татар дожили до середины ХХ века. Их можно встретить в архивах - похозяйственных книгах советского периода в сельсоветах и в Государственном архиве РМ. Конечно, тамга, как знак владельца определенного домохозяйства и рода, изжила себя, но ее можно использовать как память о предках, как семейный герб, доставшийся от них. Я надеюсь, что, прочитав эти строки, читатель вспомнит о своем детстве, родовых знаках и передаст их своему молодому поколению как память о роде. Возможно, придет время, когда мы откроем тайну происхождения этих знаков.
Напоследок моя история по нахождению тамги своего рода – рода Ямбаевых. Моя родословная по отцу прямым образом связана с селом Пензятка. Род известен в деревне как «Чыкыш» (либо «Чы кош»). Наша родовая тамга – это три косые наклонные ветки ///. За 300 лет не видоизменялась. В этом нет ничего удивительного. Тамга была привязана к конкретному домохозяйству и роду Ямбаевых, передавалась из поколения в поколение от отца к сыну и внукам. Перевод названия рода «Чыкыш» на татарский возможен, как «происхождение», а с турецкого, как «выход». Еще одно название в сопоставлении со знаком (три наклонные ветки), может быть, как «перелетная птица». Сейчас на тамгу нашего рода Чыкыш по линии деда Джамаля имеет право в первую очередь Ямбаев Фатих абзи (старший брат отца), я, дети дяди Фатиха - Руслан и Данис, их дети Адель и Булат, а также мой сын Ринат. Я благодарен своему роду, в том числе и по линии мамы, потому что понятие род не разделяется и имеет для человека общее значение, за преемственность традиций, сохранение и передачу нашей тамги из поколения в поколение.
Оҗмахта урныгыз булсын, мои дорогие предки!

 

Дамир ЯМБАЕВ