Скрипичных дел мастер из Мордовии Юрий Тришев своей профессии научился в Казани – в консерватории, где учился. При консерватории была своя скрипичная мастерская, в которой работал самоучка «дядя Саша». Юрий часто бегал в мастерскую, помогал мастеру, а тот, видимо, усмотрел в студенте своего преемника. И когда учеба была завершена, Юрия пригласил к себе ректор консерватории, Герой Социалистического Труда, композитор Назиб Жиганов: «Юра, давай-ка направим тебя в мастерскую, дядя Саша уже собирается на пенсию». Так Юрий остался в Казани, его жизненный путь скрипичных дел мастера был окончательно определен. А уже потом, выдержав конкурс, он стал работать в Московской консерватории имени Чайковского И сегодня скрипки, сделанные Юрием Тришевым, поют и в европейских столицах, в том числе – в Париже, совсем независимо от того, что нынешний политический Париж к нам настроен недружелюбно. Но, как сказал Президент России Владимир Путин, «культура не имеет границ и сближает народы, несмотря на политические разногласия».
Однажды Юрий познакомился с французским скрипичным мастером Филиппом Бодаром, который и стал первым его большим учителем, пригласив Тришева во Францию. За год стажировки он сделал четыре скрипки, альт и виолончель. Сейчас они звучат по миру, скрипачи исполняют на них музыку Паганини и Моцарта, но эти скрипки где-то между нот грустят о Мордовии, о лесном крае, где сейчас покоится рано погибший мастер, где живописная природа, где надрывная скрипичная струна еще в давние времена связывала воедино людей округи, невзирая на их языки, традиции, вероисповедания. Скрипка была любимым инструментом в мордовских и татарских селах, а скрипачи округи дружили между собой. Часто бывал в доме Тришевых в мордовском Большом Уркате Ельниковского района скрипач-самоучка из татарского Акчеева Ханяфи Шехмаметьев, которого дети называли по-своему «дядя Андрей», и просил маленького Юру или поиграть на скрипке, или вставить в смычок конский волос. Он уже в детстве умел это делать…
Просто к сведению: для изготовления скрипки подходит ель, но только высокогорная. Кроме высокогорной ели мастера используют клен. Но прежде, чем спилить клен, они порой целыми днями наблюдают за деревьями, чтобы увидеть, на какое из них садится больше птиц. Лишь то дерево, что привлекает голосистых птиц, потом спиливается для работы.
Скрипки, сделанные мордовским наследником выдающихся европейских мастеров, сегодня в мировых столицах поют и о Мордовии, и о Казани, которая напутствовала мастера и помогла ему; поют, конечно, о России – тревожно, но восторженно и победно. И вновь важна позиция нашего Президента: культура не имеет границ и сближает народы, несмотря на политические разногласия…
Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ