Есть ли аксакалы в татарских селах?
Недавно в Саранске Духовным управлением мусульман Республики Мордовия был организован торжественный обед со старейшинами татар Мордовии в честь праздника Ураза-байрам. На это мероприятие собрались более 120 жителей татарских сел нашей республики. За одним столом обсуждались вопросы сохранения национальной идентично
сти, татарского языка, культурных и религиозных традиций. Каждый из выступающих предлагал свои идеи по этой тематике. Познавательными и интересными были доклады об истории некоторых татарских сел.
Например, об истории села Ломаты Дубенского района рассказал имам местной мечети Раиль-хазрат Мусин. Он человек с активной жизненной позицией, который много делает для просвещения односельчан, а также мусульман Чамзинского района не только как религиозный деятель, но и как неравнодушный к национальным проблемам человек. В его рассказе прозвучали предложения о становлении движения аксакалов в татарских селах Мордовии. Мы попросили Раиля-хазрата Мусина прокомментировать прозвучавшие идеи. Вот его комментарий:
- Наверное, в каждом татарском селе, татарской деревне, даже маленькой, есть свои аксакалы. Есть организация – Совет старейшин татар Республики Мордовия, которой руководит Шамиль Закариевич Бикмаев, настоящий аксакал. А где другие? Такие же энергичные, деятельные? Они есть. Есть в каждом татарском селе, татарской деревне. Я предложил Бикмаеву: «Шамиль абы, рядом с вами нужны хотя бы несколько человек – активных, неравнодушных, уважаемых в обществе. Мы готовы и выезжать в деревни, встречаться с другими старейшинами, образовать своего рода «точки» притяжения в каждой деревне. Как важно сейчас для татарского общества, чтобы уважаемые среди односельчан люди чувствовали свою нужность, понимали, как их мнение ценно для односельчан.
В моем понимании аксакал – уважаемый человек, носитель народной мудрости, к которому обращаются за советом, который может решать вопросы в пределах своей территории, своей деревни, района, города. Аксакалы – люди, которые обращаются к власти, разговаривают с местным населением, а их слова имеют большой вес, к их словам должны прислушиваться. Например, при решении какого-то деревенского вопроса. Из истории мы знаем, что на Кавказе, в Средней Азии аксакалы занимают весомое место, хотя не имеют официальной должности.
У кавказских народов по вечерам аксакалы собирались в специальном месте под навесом и вели беседы о жизни села: где исправить дорогу, куда протянуть водопровод, поправить ограды на пастбищах, садах и полях. Как обстоят дела с соседями, кто куда едет или уже приехал. Потом, уже дома у себя, каждый старец делился с домочадцами вестями и выслушивал их мнение. Собираются старейшины, обсуждают, как и что делать, а молодежь следует направлению, выбранному аксакалами. У нас, к сожалению, такого пока нет.
Сейчас как можно активнее надо работать с нашей татарской молодежью, причем не только аксакалам. Потому что с молодежью сегодня работает интернет, прозападные структуры. А это серьезная угроза. И противостоять этому нужно ради блага своего народа, чтобы наши традиции, обычаи сохранились, чтобы сохранились духовные ценности, дошедшие к нам из глубины веков.
Я сказал Шамилю Закариевичу Бикмаеву: «Мы рядом, мы поможем». У него есть желание что-то сделать. Давайте встречаться, давайте видеться, ездить по селам, встречаться со стариками, прислушиваться к их советам. И я предложил в качестве площадки для начала работы Чамзинский район, где также живут много татар. В Чамзинке готовы встретить, составить программу. Глава района Руслан Альфредович Батеряков поддержал меня. Отмечу, что он с большим вниманием относится к теме национальной культуры.
Да, мы собираемся, будь то аксакалы, молодежь, предприниматели. Нельзя допускать, чтобы наши собрания превращались в показуху. На посиделки за чаем тратятся и деньги, и время. Я считаю, что от наших собраний должен быть результат. Люди его ждут. А когда результата нет, у людей теряется доверие.
«А как же быть с татарскими селами со смешанным населением?» - спрашиваю я Раиля-хазрата.
- Да, рядом с татарами дружно живут русские, мокша, эрзя. Но и в таких селах есть свои аксакалы. Нужно сначала работать там, где можно работать. Люди сами потянутся. Не нужно думать, что вот разрушилось и всё. Не с таким взглядом мы жить должны. К сожалению, в таком глобальном вопросе одному ничего не сделать, даже если попытаться. Надо вместе, общими усилиями: собираться, слушать старейшин, следовать их напутствиям.
Для меня Шамиль Закариевич Бикмаев – настоящий аксакал. Он в почтенном возрасте, однако в плане активной гражданской позиции по национальной теме Шамиль абы показывает всем пример. И рядом с ним, я считаю, должно быть как можно больше единомышленников, таких же аксакалов, как он.
Подготовила Альбина ДАВЫДОВА