Галия Горина: работа на благо культуры Мордовии
Галия Самигулловна Горина 20 марта отметила свое 85-летие. Несмотря на почтенный возраст она много и интересно рассказывает о своей жизни, делится воспоминаниями о событиях, которые происходили в культурной жизни Саранска в 60-70-е годы, когда она более десяти лет работала директором Мордовской картинной галереи. А в минувшее воскресенье она получала поздравления в свой профессиональный праздник – День работников культуры. Ее трудовая деятельность была связана, как говорили раньше, с культурно-просветительской работой.
Галия Самигулловна, тогда Юзлибаева, родилась в деревне Карлы Гафурийского района Башкирии.
- Я появилась на свет в то время, когда шло раскулачивание, - рассказывает Галия Самигулловна. – Добрались и до нашей семьи. Отец у меня сам строил дома, был большим специалистом в этом деле. И наше жилище было крепким и добротным. Но дом у нас отобрали. Пришлось нашей семье жить в плетеном доме с земляным полом.
В семье Юзлибаевых родилось десять детей, но шесть из них умерли еще в раннем возрасте. Остались Карам абы, Асхат абы (он погиб в годы Великой Отечественной войны), Амина (во время войны погибла на лесозаготовках) и Галия, самая младшая.
Мама Галии не раз говорила, что если бы люди умирали от горя, то ее давно не было бы на свете. Но выдержала.
- Потом отца оправдали, записали в середняки, но, к сожалению, ничего нам не вернули – ни дом, ни вещи, - вспоминает Галия Самигулловна. - А меня так и записали потом по происхождению – из середняков.
Вскоре отец вывез свою семью со всеми нехитрыми пожитками в Ишимбай на заработки, где возил стройматериалы на своей лошади. Через два года семья вернулась на малую родину, купив маленький домик на краю деревни около речки.
- Папа сделал мостик к ней, чтобы каждое утро спускались к воде и умывались там, - улыбается Горина. – А эти плакучие ивы гладили тебя по спине и голове, пока наклонялись к воде. Был у меня еще любимый цветочный уголок, куда любила убегать и сидеть в тишине среди красивых пахучих цветов. Эти картины из детства всегда согревали меня и в минуты счастья, и в минуты горести. Потом удалось купить дом побольше. Он стоял на небольшой возвышенности, поэтому первые проталины весной появлялись именно около нас. А деревня наша стояла на реке Белой (Ак Идель).
Галия Самигулловна Горина в рассказе о своей жизни немало говорила о своем старшем брате Карам абы. Какой заботой и вниманием он окружил эвакуированных в башкирскую деревню ленинградских детей, каким был справедливым и честным учителем математики и физики, каким требовательным и суровым был к членам своей семьи: «Он был очень талантливым человеком, умел играть на баяне, на скрипке. Работая долгие годы директором школы, сумел добиться строительства нового здания. Он мне помогал и тогда, и впоследствии, пока я училась, хотя всегда боялась его рассердить».
- Школу-семилетку я закончила в селе Нижнее Ташбуканово уже после войны, куда мы переехали, потому что Карама абы направили туда на работу. Оно находилось в низине, и его со всех сторон окружали дремучие леса, - делится воспоминаниями Галия Горина. – Школа-десятилетка находилась в 15-ти километрах от нас. И для себя я решила, что уеду из дома учиться, буду жить самостоятельно.
В 1948 году Галия Юзлибаева поехала в Стерлитамак, где поступила в культпросветучилище. До сих пор Галия Самигулловна вспоминает, насколько комфортно ей было там учиться.
- Там был такой сильный педагогический коллектив, каждый из учителей обладал душевной теплотой, ярким умом, интеллигентностью, - говорит Галия Горина. – Столько лет прошло, а, кажется, что это было вчера.
Три года учебы пролетели незаметно. Вот и государственные экзамены сданы на «отлично», и диплом получен с отличием.
Галия Юзлибаева в числе других лучших выпускников училища как дипломированный национальный специалист была направлена на учебу в Москву в Библиотечный институт имени Молотова на факультет культпросветработы.
Москва поразила молодую девушку и вызвала большой восторг: красивая, белокаменная, чистая, свежая. И за годы студенчества Галия побывала во всех театрах, в том числе в Большом. Только на балет «Бахчисарайский фонтан» с участием знаменитых балерин Плисецкой и Улановой она ходила три раза. Конечно, Галия Самигулловна не оставляла без внимания и выставки, и музеи.
- В институте мы изучали историю изобразительных искусств, музыки, театра, кино, - рассказывает Галия Самигулловна. – Много занятий проводилось в Третьяковской галерее. Как нам говорили преподаватели, мы учим каждого из вас быть настоящим советским человеком. А мы, представьте, как жили: в одной комнате общежития больше 20 человек. Жили дружно и весело, одной многонациональной семьей.
Вместе с Галией учился Петр Васильевич Горин, фронтовик из Подмосковья. Он проявлял такую трогательную заботу о своей сокурснице, что и она не могла оставаться к нему равнодушной. Они расписались незадолго до окончания института, чтобы попасть в один город после распределения. Молодые супруги получили направление в Новосибирск с предоставлением квартиры. Но Петр Горин сказал: «Давай поедем туда, где мы нужней». И выбрали Ардатов, культ-просветучилище. Училище им понравилось, понравилась и библиотека при нем, и клуб, хорошо обустроенный по тем временам.
- И директор училища Роман Савельевич Малкин хорошо нас принял, - делится воспоминаниями Галия Самигулловна. – Мы начали работать – я заведующей кабинетом культпросветработы, а Петр – заместителем директора училища по практике. Восемь лет мы проработали в этом городе. И работа, скажу, была такая напряженная. Организовывала литературные вечера, встречи по культурной тематике в виде вопросов и ответов. Много, конечно, ездили по селам: на одной лошади баян везем и другой нехитрый реквизит, сами за лошадью пешком идем. В восемь вечера в клубе, полном народа, начиналось представление. После его окончания – танцы для молодежи. И уезжаем оттуда во втором часу ночи.
Через восемь лет Петру Васильевичу Горину предложили возглавить Мордовскую республиканскую библиотеку имени А.С.Пушкина. Он был ее руководителем несколько лет до тех пор, пока серьезно не заболел.
– А мне предложили работу научным сотрудником в картинной галерее, - вспоминает Галия Самигулловна. – И мне приходилось ездить по селам, летать на «кукурузниках» в райцентры читать лекции по тематике того времени. Например, образ Владимира Ильича Ленина в изобразительном искусстве, лекции о скульпторе Эрьзе или художнике Сычкове.
Через год Галию Горину назначили директором картинной галереи. Она начала с ремонта помещения. Картинная галерея на Советской, 29 страдала от сырости и дождей, но больше всего от нашествия обычной моли.
- Я пошла к министру сельского хозяйства республики Чернову, выписал он мне хлорофос целый килограмм, - с улыбкой говорит Галия Самигулловна. – Нашли тогда источник нашествия насекомых, моль победили. Восстановила попавший в аварию автобус, принадлежащий галерее. Правда, я его превратила в грузовую машину, которая необходима была для просветительской работы – возить, в том числе, репродукции художников по районам Мордовии.
Она в подробностях помнит, как приходилось у разных начальников «выбивать» колеса, мотор, кузов, кабину для этого транспортного средства. Когда в Саранск привезли работы Степана Эрьзи, их на первое время разместили в аварийной мастерской бывшего кинотеатра «Ударник». Галия Самигулловна вспоминает, как каждый день она проверяла, чтобы вода не попадала на бесценные скульптуры. По ее инициативе восстановили дом-музей Федота Сычкова в Кочелаеве, а она была лично знакома с его женой.
- Помню, как торжественно мы провели выставки и мероприятия к 90-летию Эрьзи, - рассказывает Горина. – Столетие Сычкова проходило в Москве на Кузнецком мосту. Столько было подготовки к этим событиям! А сколько работ разных художников были в нашей Мордовской галерее! Сколько приходило любителей искусства! За все эти годы любовь к искусству и творчеству во мне только укреплялась.
С 1973 года Галия Самигулловна Горина перешла, как тогда говорили, на партийную работу. Сначала на заводе «Светотехника», потом в Пролетарском райкоме Саранска, отвечала за пропаганду. В 1987 году ушла на пенсию, но продолжала заниматься общественной работой в обществе охраны памятников культуры.
Альбина Давыдова