Много народов, много святынь
Во время поездок в Казань я дважды посетил знаменитый Богородицкий женский монастырь, где в 1579 году после страшного пожара была обретена Казанская икона Божьей матери. И сегодня православная святыня, возвращенная из Ватикана, хранится в этом монастыре. И добился возвращения иконы в Казань тогдашний мэр, сын муллы Камиль Шамильевич Исхаков, который встречался по этому поводу и с Папой Римским, и с Патриархом Московским и Всея Руси.
Для чего мне было дважды видеть Казанскую икону Божьей матери? Должно быть, для полноты того ощущения, что святыня близких мне по земле людей не является для меня чужой. Такое ощущение укрепляет, дает особую вселенскую энергию человеческой полноценности.
Для чего икона – Казани, куда святыня вернулась в праздник 1000-летия города? Для того, чтобы вернуть историческую полноценность тысячелетнему городу. Именно исторически полноценная столица татар – ценна для народа, если он стремится не потерять свое мировое значение. Это, может, и неприемлемо для радикальных националистов, но это очевидно для просвещенных татар, любящих свой народ. Во время тех же поездок в Казань я видел, с каким трепетом и любовью в мечеть Кул Шариф заходили люди, которые незадолго до этого в Богородицком монастыре прикладывались к Казанской иконе Божьей матери. Интерес не только к родным, но и к другим национальным и религиозным святыням характеризует цивилизованных людей с чувством самоуважения и национального достоинства.
Татарин Камиль Исхаков, который много стараний приложил для возвращения иконы из Ватикана в Казань, не просто татарин, а уже татарин мира, а точнее – человек мира. Может, отчасти и по служебному долгу, потому что только человек, не ограниченный жесткими национальными, религиозными и территориальными рамками, может достойно управлять всемирным городом, где сошлись цивилизации. И человек мира – как Рашид Сюняев – может делать еще более ясным звездное небо для людей всей Земли; человек мира – как Рудольф Нуриев – может на всемирном языке пластики утверждать единство человечества. А Камиль Исхаков, поработавший после Казани в Москве, Владивостоке, Саудовской Аравии, вновь вернулся в Казань, где сейчас является вице-президентом футбольного клуба «Рубин».
Сегодня, оставаясь татарином, и каждому из нас важно расширять свои национальные границы. В открытом пространстве любить свой язык, религию, традиции, а не чахнуть в беспросветной пещере национализма. Уважать чужие традиции необходимо и для того, чтобы были надежно защищены твои святыни на земле, где много народов и много святынь.
Татары много веков так и живут на земле.
Камиль Тангалычев