Нам не страшно, когда жалят пчелы
В сельской местности понятие трудовой династии в последнее время как-то забывается. Обычно молодежь не стремится остаться в деревне, а хочет осесть в городе, отправляясь туда «калымить» или за высшим образованием. В нашей семье Агишевых из татарской деревни Чурино Ельниковского района с пчелами не понаслышке знакомы и дети, и внуки уже долгое время.Так сложилось, что уже в четырех поколениях мы занимаемся пчеловодством. Всегда были продолжатели этого нужного дела. Отец учил своего сына. Шли годы. Сын, став уже взрослым, передавал свое мастерство и опыт своему сыну. И так из поколения в поколение.
Началось все в далеком 1939 году, когда мой прапрадедушка Ибрагим Джаруллович Агишев вместе со своей дочерью Халифёй привезли несколько пчелосемей из соседнего мордовского села. «Отец давно хотел заняться пчеловодством, и вот подвернулся удобный случай. Это было зимой. Мы узнали, что в соседнем селе продаются пчелосемьи. Отец решил не медлить, велел братьям запрячь лошадь, и мы поехали в село Большой Уркат. Купив пчел, мы вернулись домой и поставили их в горницу. Один из домиков был неплотно закрыт, и пчелы, одна за другой, начали вылетать оттуда. Вскоре они «облепили» все окно.
Мы очень испугались. Отец велел мне позвать опытного колхозного пчеловода Усмана. Ловко вернув пчел обратно в домик, он согласился помочь нам первое время освоиться с ними, обучить нас азам пчеловодства», – рассказала мне Халифя Ибрагимовна, которой недавно исполнилось девяносто три года, но она все прекрасно помнит.
До 1941 года пчелами занимались в основном мой прапрадед Ибрагим и его старшая дочь Халифя. В этом же году Ибрагим ушел на фронт, а Халифя вышла замуж, и пасека перешла к сыну – моему прадеду – Фяттяху. Время было военное, и ему пришлось недолго работать на пасеке: в 1942 году его призвали на фронт. До 1944 года пасекой занимались его младшие сестры – Алия и Мениря.
После каждой качки семья отправляла немного меда на фронт, в надежде на то, что попробовав душистого и ароматного нектара, солдаты вспомнят свои родные места, своих близких и им станет чуточку теплее и радостнее.
Зимой 1944 года мой прадедушка вернулся домой, где его ждала большая семья: мать, пять сестер и брат. Опять начались трудовые будни. Благодаря трудолюбию сестер пасека к тому времени увеличилась уже до двадцати семей.
Вскоре Фяттях Ибрагимович решил создать семью. Его избранницей была девушка Фяридя. Она в неполные 18 лет уехала на торфразработки в Московскую область, вернулась в родные места лишь через три года, в 1945 году. Они вместе учились в школе, с малых лет знали друг друга. Свадьбу сыграли 6 июля 1945 года, когда с фронта вернулся отец – Ибрагим. Они зажили мирно и счастливо в родительском доме. Род Агишевых продолжился: воспитали трех сыновей – трех защитников Отечества Кярима, Кямиля, Халиля и дочь Нюрию.
Своей чередой потекли мирные дни. Большой семье становится тесно в маленьком доме, и Фяттях вместе с отцом решают построить новый дом.
Благодаря помощи родственников и друзей в конце 1953 года строительство было завершено, и семья моего прадеда (уже с тремя детьми) переезжает в новый дом. Пасеку решили разделить пополам: 15 семей – отцу, 15 – сыну.
В послевоенные годы необходимо было восстановить колхозное производство. Правление колхоза решило приобрести пчелосемьи. Так как у моего прапрадеда Ибрагима была домашняя пасека, и он имел опыт, его назначили колхозным пчеловодом. В 1959 году он умирает. Место колхозного пчеловода, после окончания средней школы, занимает его младшая 17-летняя дочь Няимя. В 1961 году она уехала учиться и впоследствии стала заслуженным учителем Мордовии. Необходим был опытный пчеловод, так как пасека была большая (более 120 пчелосемей). И кому, как не моему прадеду Фяттяху Ибрагимовичу, можно было доверить это ответственное и кропотливое дело. Решением правления колхоза он был назначен на должность пчеловода.
К своей работе он всегда относился очень добросовестно. Любил заниматься с пчелами, как с малыми детьми, за что они со всей щедростью платили ему душистым янтарным медом.
Неугомонный и справедливый Фяттях был пчеловодом-самоучкой, но ему было этого мало, он хотел знать больше. Поэтому он решил заочно поступить в Рязанское училище на отделение «Пчеловодство», которое закончил с отличием. Учеба в училище дала ему глубокие знания по профессии, теперь он мог объяснить все повадки пчел с научной точки зрения.
Он был единственным в то время квалифицированным пчеловодом в районе. На основе опыта его работы проводились не только районные, но и республиканские семинары пчеловодов.
За многолетний, самоотверженный труд и выполнение социалистических обязательств Фяттях Агишев неоднократно был награжден Почетными грамотами.
Из трех его сыновей с родителями остался только старший – Кярим. Остальные разделить трудную судьбу пасечника не захотели. Все они теперь живут в Санкт-Петербурге.
В 1968 году из армии вернулся мой дедушка Кярим Фяттяхович и стал помогать своему отцу на домашней пасеке, совмещая это с работой колхозного ветеринара. В этом же году он женился на девушке из этого же села. Они, как и его родители, учились вместе в школе. Магира Алимовна работала учительницей в местной школе. На следующий год у них родился сын Ринат, а в 1975 году – Наиль. Они с раннего детства приобрели умение работать на пасеке, а труд там не из легких.
«Рината первый раз ужалили пчелы совсем маленьким, – рассказывает бабушка о моем отце, – мы весной картошку сажали, а он подошел к улью и сунул палец в леток. Потом выдернул и заревел. Из пальчика достали два жала, это было его первое знакомство с пчелами».
Переключившись полностью на любимое дело, Кярим Фяттяхович и Фяттях Ибрагимович стали увеличивать пасеку и довели до таких объемов, что она стала требовать от них внимания весь световой день.
В 1972 году произошло несчастье – от 50 пчелосемей осталось лишь 3! Всему виной распространенная в то время болезнь – варроатоз. За лето, благодаря научным знаниям и опыту, нашей семье удалось развести 10 семей, в следующее – 20. В 1980 году пчелосемей стало уже 70.
На колхозной пасеке Фяттях Ибрагимович работал до 1992 года, а потом помогал сыну на домашней. На смену ему пришел его внук – Ринат Кяримович, который закончил МГУ им. Н.П.Огарева по специальности «Зоотехнология». В 1997 году он женился на моей маме – Татьяне. В 1998 году родилась я, а в 2010 – моя сестренка Амина. В 2011 году мой отец перестал работать на колхозной пасеке, так как не хватало времени на домашнюю.
К сожалению, когда не стало прадеда Фяттяха Ибрагимовича, мне было только 4 года, но с дедушкой Кяримом Фяттяховичем я могу общаться и сейчас. Он мне рассказывает много интересных историй, связанных с пчелами.
В 1988 году к дедушке обратился односельчанин Ариф Аминович. Его выписали из больницы как безнадежно больного. Он еле-еле ходил. Лечение пчелоужаливанием (апитерапией) было его последней надеждой. Мой дедушка, прочитав книги на эту тему, выбрал способ лечения. Начал он с одной пчелы и шел по нарастающей, доведя до 15 и обратно. Через неделю уже были первые результаты. Ариф Аминович прожил еще 20 лет, несмотря на то, что ему был поставлен страшный диагноз.
В 2007 году соседка пожаловалась моей маме Татьяне на боли в спине, вызванные межпозвоночной грыжей. Мама предложила попробовать снять боль с помощью пчел. Лечение было решено делать по той же схеме. Результаты не заставили себя долго ждать: дней через 10 боль начала отступать. Вот так наша семья помогла уже многим больным, избавив их от боли.
«Польза от пчел велика. Это, во-первых, мед. Какими только свойствами он не обладает! Улучшает процесс пищеварения, является отличным сахарозаменителем для больных диабетом, помогает при лечении кашля, а при ежедневном употреблении поддерживает иммунитет. Прополис – тоже очень важный продукт пчеловодства. Он очень хорошо улучшает структуру кожи, питает ее и омолаживает. Его можно использовать для лечения слизистой полости рта, десен, носоглотки, зубов. Воск очень пластичный и при жевании массирует и очищает язык, десны и зубы. А чтобы проверить качественность этого продукта, его нужно опустить в воду. Чистый прополис должен тонуть в воде.
Даже подмор - «мертвые пчелы» - могут приносить пользу. Это помогает при лечении близорукости, снимает боли в суставах, а еще нормализирует давление», – рассказал мне мой дедушка Кярим Фяттяхович.
Мой прадедушка мечтал построить омшаник (утепленное помещение для зимовки пчел), и в 2000 году (за два года до смерти) его мечта сбылась. За лето был построен большой деревянный омшаник, в который мы переносим пчел зимовать до сих пор.
В настоящее время продолжением дела наших далеких предков занимается дедушка Кярим Фяттяхович и мой отец Ринат Кяримович. На пасеке, расположенной позади дома, в саду находится 85 пчелосемей.
Мне хочется верить в то, что наша династия пчеловодов не остановится на четырех поколениях и в будущем будет продолжена мной или моей сестрой.
Эльвира Агишева,
ученица Акчеевской средней
общеобразовательной школы
Ельниковского района