Что такое церковь для татарки?
Недавно я познакомилась с удивительной женщиной – жительницей села Яковщина Рузаевского района Софией Зиннуровной Морарь. София Зиннуровна работает директором культурно-досугового центра в соседнем селе Верхний Урледим. Ее родное село Яковщина входит в состав Верхнеурледимского сельского поселения, раньше там, в основном, жили русские, теперь из 84 человек постоянно проживающего населения (по переписи 2010 года) большая часть – татары. Сейчас Яковщина – это практически одна из улиц Верхнего Урледима. Основной достопримечательностью села является Знаменская церковь. Именно о ней мне и рассказала София Зиннуровна.
Парадокс: чистокровная татарка с таким воодушевлением рассказывает о полуразвалившейся, давно не функционирующей церквушке. Однако, пообщавшись с этой молодой, обаятельной женщиной, я поняла, что ничего странного в этом нет. Просто эта церковь – одно из воспоминаний ее детства, силуэт именно этого здания она видела из окошка отчего дома на восходе солнца и на закате дня.
История церкви, и правда, очень интересна. Во время Пугачевского бунта в селе Ключищи (ныне Яковщина Рузаевского района) произошли трагические события: бунтовщики, поддержанные местными крестьянами, убили всю семью помещиков Кожиных. Великий русский поэт А.С.Пушкин в «Истории Пугачевского бунта» перечислил по именам всех повешенных: главу семьи коллежского асессора Ивана Ивановича Кожина, его жену Татьяну Сергеевну, их малолетних дочерей Аграфену, Авдотью, Варвару, мать хозяина Авдотью Николаевну. К несчастью, у Кожиных в то время гостили несколько родственников, убили и их. Гибели избежали лишь брат казненного Василий Иванович Кожин с дочерью, так как они были в отъезде.
После подавления бунта Василий Иванович Кожин, вступивший в права наследования селом, своим мужикам мстить не стал, и, подкопив денег, в 1792 году построил каменную Знаменскую церковь «в память о погибших и в укор злодеям». А в 1860-х годах Юлия Кожина в память о жертвах Пугачевщины основала в селе Знаменский женский монастырь, разогнанный в 1918 году чекистами во главе с 18-летней революционеркой Прасковьей Путиловой, которая была убита крестьянами села.
- Яковщина – мое родное село, здесь я родилась и выросла, здесь сейчас растет моя дочь Олеся. Село у нас небольшое, но очень красивое. Церковь стоит в конце села, она будто статуя возвышается над окрестностями. Еще с детства я помню эту церковь с ее узорными окнами и большими дверями. Глядя в окно из дома, который много лет назад построил мой отец Зиннур Хусяинович Мусалов, я вижу ее во всей красе, она как картина совсем не изменилась с тех пор, когда я была еще маленькой девочкой. Рядом с церковью раскинулся старый школьный сад, в котором растут яблоки, вишня, черемуха. Особенно красив сад бывает осенью, когда листва плодовых деревьев окрашивается во все цвета радуги. Для меня церковь и сад - память моего детства, пройдут годы, может, десятилетия, но воспоминания о них, о моем селе останутся в сердце навсегда, - говорит София Зиннуровна.
Сама София выросла в многодетной семье. Ее родители Зиннур Хусяинович и Равиля Салеховна Мусаловы вырастили и воспитали трех дочерей - Гульфию, Софию и Альмиру. Зиннур Хусяинович с 12 лет работал в местном колхозе, общий стаж его работы составил более 50 лет. Кроме того, в личном подворье мужчина держал множество разной скотины и птицы. Несколько лет назад его не стало. Зиннур Хусяинович скончался после продолжительной болезни. София Зиннуровна вспоминает об отце с такой глубокой тоской, что сразу становится понятно – он был самым любимым мужчиной в их семье.
С таким же интересом эта неравнодушная женщина рассказывает о мечети в Верхнем Урледиме, о своей работе в сельском клубе, обо всем, с чем сталкивается в жизни. Она умеет ценить то, что ее окружает, будь то мечеть, церковь или заброшенный школьный сад. Ведь человек не выбирает свою судьбу, и если уж она связала тебя с чем-то, что на первый взгляд может показаться чуждым, задумайся, может это не напрасно. И как важно, что татары Мордовии умеют ценить и любить культуру народов, которые проживают рядом с ними, благодаря этому люди взаимно обогащаются, становятся чуточку лучше и духовно богаче.
Эльвира Байбекова