Рука болеть больше не будет
23 августа наша страна отметит 70-летие окончания Курской битвы, которая началась 5 июля 1943 года. Житель села Татарская Пишля Рузаевского района Самиулла Абульевич Кондров принимал участие в Курско-Орловской операции при обороне Курской дуги. Самиулла Абульевич Кондров родился 2 апреля 1924 года в селе Татарская Пишля Рузаевского района. Он рос и воспитывался в большой семье. Отец Самиуллы умер, когда мальчику едва исполнилось восемь лет. Мама Сажидя Юнисовна, работавшая в колхозе «Россия», стала брать сына с собой и приучать к труду.
Он хорошо помнит, как помогал матери во время работы на ферме. Самиулле, как и всем мальчишкам его возраста, хотелось бежать на улицу к ребятам, чтобы поиграть. Но он видел и понимал, что матери одной не прокормить такую большую семью, поэтому старался изо всех сил.
Шло время. Самиулла устроился на работу в колхоз. Его матери стало намного легче. Она не могла нарадоваться на своих детей, особенно на старшего Самиуллу, его она считала самым смекалистым. В школе парень учился хорошо, да и на работе был в числе лучших, несмотря на молодость.
Но тут пришла война. Люди останавливались у репродуктора, ловили любую информацию о боевых действиях на передовой линии фронта.
- Ты не одна остаешься, с тобой брат Абдулла, - успокаивал маму Самиулла, собираясь на войну. – Я должен уйти, обязан, пойми меня. Война ведь! – продолжал он.
- Помню 1942 год. Мне было всего 18 лет. Я был очень молод и если честно, то на войну идти боялся. А кому хочется умирать? Собрали нас в Рузаевском горвоенкомате 12 человек и отправили в армию. Вернулось лишь пятеро, - вспоминает Самиулла Абульевич.
Так Самиулла Кондров ушел добровольцем на фронт. А вскоре мать проводила и Абдуллу. Тогда она видела его в последний раз.
С начала войны Самиулла воевал в 11-й отдельной и 8-й гвардейской кавалерийских дивизиях 6-го кавалерийского корпуса на Брянском, Воронежском, Западном фронтах. Участвовал в освобождении городов и железнодорожных узлов Ватлуки, Уразов, Луцк и Ровно. Первой и, вероятно, поэтому самой памятной наградой за службу была благодарность И.В.Сталина. Самиулла Абульевич вспоминает:
- В 1943 году я участвовал в обороне Курско-Орловской дуги. Было это в апреле. Наш отряд отстоял деревню Протасово. Деревню немцы сожгли. Лишь дымоходные трубы торчали то тут, то там.
Оружия нам не хватало. На пять человек одно ружье и 25 патронов. Я был минометчиком. Мое орудие весило 61 кг. Носили его три солдата, еще один солдат перетаскивал снаряды. Страшно было. Убивают рядом с тобой человека, а ты ни лечь, ни встать не решаешься, сердце замирает. Я поначалу боялся стрелять в живого человека, даже глаза закрывал. Но потом понял, что если я не убью, то убьют меня. Перед каждым боем готовился к тому, что могу не вернуться, и мысленно прощался с родными. И мысль о смерти становилась уже не такой страшной.
Строили нас в 300 метрах позади от первых рядов. Я за минометом, рядом автоматчик. Мины летели на 4 километра. Помню, идет на меня танк, и возникает такое острое желание взорвать эту вражескую жестянку. И даже жизни ради этого не было жалко. И уж если взорвется этот танк, то сразу несколько десятков немцев умрет, так как они в основном пешком не ходили. Перемещались на танках, а за танком обязательно машина шла, вместимостью около 40 человек. А еще лучше танки поджигать горючей смесью. Ее нам доставляли много, ящиками. Если бросишь бутылку прямо в цель, танк сгорит, а если замешкаешься – тоже рядом сгоришь. Опасно, конечно, было. Но ничего не поделаешь. Война есть война. Было много убитых, раненых. Мертвых мы не хоронили. Лишь потом, после битвы, уже другие люди, не солдаты, делали это в общей яме, и даже родные не знали, где найти своего сына, брата или мужа. А раненым порой самим приходилось делать перевязки, бинтов тоже не хватало. Санитарки, конечно, были, но число раненых постоянно росло, следить за всеми не успевали. Да, трудно вспоминать.
Мне запомнился один солдат. Только не помню, как его зовут. Предложил он мне ранить друг друга ночью, да так, будто это случилось в бою. «Давай, - говорит, - соглашайся. Заберут нас с тобой в госпиталь. А там и домой. Не могу я больше здесь». Жалко было парня и домой к родным тоже хотелось. Да только совесть не позволила. Ведь много нас таких.
Хорошо помню и такой случай, когда нашему отряду пришлось перебираться через лес. В нем партизаны нашли торфяной завод и подожгли его. Все близлежащие деревни тоже сгорели. Остался торф, толщиной 3 метра – ни пройти, ни проехать. Пробираясь через этот лес, мы несколько раз чуть не утонули, но партизаны нам помогли. Ночью они переправили нас, и мы внезапно напали на немцев.
В 1943 году меня ранило осколком мины в правую руку. Воевать мне больше не разрешили. Помню, везли нас на поезде, у меня на руке началась гангрена. С поезда меня на лошади доставили в госпиталь. Там я пролежал 4 месяца. Это было здание школы. В палате – по 7 человек. Кормили нас хорошо, три раза в день горячим. Рука у меня очень болела, горела вся. А вскоре пришел врач и сказал: «Терпеть боль больше не будешь». И руку ампутировали по плечо. После операции мне стало намного легче. Обычно подобные операции делали непрофессионально, люди часто умирали, но мне повезло: оперировал врач из Москвы. Затем меня отправили в госпиталь в Уфу. В начале 1944 года я вернулся домой.
Война - это самое страшное, что было в моей жизни. Сколько невинных людей погибло на полях сражений! Сколько молодых парней, девушек так и не смогли прожить долгую и счастливую жизнь! Сколько крови наш народ пролил за Родину-мать! Все это я видел своими глазами. И как стонут раненые, корчась от сильной боли, и как всего секунду назад стоял рядом со мною человек, а потом его просто не стало: тело разорвалось на куски. Эти страшные минуты войны, тяжелые сражения хранятся в моей памяти. И ничто не сотрет их…
В январе 1944 года, прослужив двадцать три месяца на передовой, Самиулла Кондров вернулся без руки. Дома его встретила мать с заплаканными от горя и от радости глазами. Но нет, не отдыхать возвратился он в родные края. Его ждал тяжелый труд – восстановление разбитого войной народного хозяйства. Труд в тылу во имя Победы. Вернулся без руки, но весной сел за трактор и занял первое место среди трактористов района.
А до победы оставалось чуть больше года. Фронт требовал сельскохозяйственных продуктов. Трактора работали в две смены. Подростков тоже привлекали к работе, они шли по борозде с факелами впереди трактора, освещали путь. Сколько надо было прошагать за ночную смену. К утру ребята буквально падали от усталости. Так работал героический тыл, частью которого был Самиулла Кондров.
- О том, что война закончилась, мы узнали в поле. По пашне бежал обезумевший от радости сторож и кричал, размахивая руками: «Победа!» Сначала не поверили. Сердце разрывалось от счастья, и даже затяжной дождь в этот день не омрачил радости. Кто смеялся, а у кого глаза не просыхали от слез. Путь от войны к миру был сложным. Но мы справились…
За военную службу Самиулла Абульевич Кондров был удостоен ордена Красной Звезды и семи медалей, а за работу в колхозе – четырех медалей и трех почётных грамот. Даже после ухода на пенсию он продолжал работать. За его плечами 45 лет трудового стажа. В 1992 году Самиулла Абульевич вышел на заслуженный отдых. Его окружили заботой близкие: дети, внуки, правнуки. Именно им он рассказывает о годах войны, им передает мудрость и жизненный опыт, накопленный с годами.
Алина Мухаева, ученица школы № 10 Рузаевки