Татары всегда играли важную роль в деле защиты и сохранения Российского государства. Именно здесь, на землях Мордовии эта роль проявилась наиболее ярко. С XVI-XVII вв. татары охраняли границы Российского царства на засечных чертах и в крепостях нашего края. Несмотря на сложные экономические и культурные процессы, татары Мордовии продолжают сохранять народные традиции, культуру и язык. Сепаратистские настроения, обострившиеся в период ослабления государственности в России на рубеже XX-XXI вв., наносят ощутимый вред народной культуре нашей страны. Не обошли эти проблемы и татарский народ. Недавно прошедший праздник Курбан-байрам разделил татар, в том числе и в Мордовии, на тех, которые сверяют свои религиозные часы с арабским Востоком и на тех, кто придерживается традиционной для мусульман России даты. Как бы там ни было, но подобное разделение не может привести ни к чему хорошему. В итоге в памяти народа могут остаться тяжелые раны, вызванные внутрикультурной напряженностью и даже откровенной враждой.
Если внимательно изучать историю народов России, то мы увидим, что на протяжении веков на территории нашей страны складывалась уникальная, единая для всех, народная культура. Так, в частности, считает известный исследователь тюркских народов К.А.Пензев и многие другие. В основании единой народной культуры нашей страны с самого зарождения были заложены ценности мира, добрососедства и справедливости. Поэтому для торговых цивилизаций Запада, живущих ради материальных ценностей путем захвата, духовные основы России всегда представлялись враждебными и непонятными.  
В современных условиях популярного отношения к истории как к источнику сенсаций и скандальных противоречий – оказывается очень трудным восстановить картину духовного единства народных культур России. Поэтому самые изощренные политические спекуляции с народной памятью о предках падают на благодатную почву исторической неосведомленности.
В северной Евразии в течение тысячелетий проживали индоевропейские народы, которые являлись предками в том числе и тюркских народов – татар, казахов, киргизов, туркмен, турок. В античных источниках их называли скифами, вера, обычаи и язык которых стали основой в том числе и для единой языческой культуры народов, проживающих на территории России. Известным историком академиком Б.А.Рыбаковым было установлено, что до позднего средневековья понятия «национальность», означающего этническую автономию, не существовало. К подобным выводам пришел и Л.Н.Гумилев. Таким образом, разделить наших предков по этническому признаку было невозможно. А разделению по религиозному признаку препятствовала общая языческая вера.  
При этом нужно сказать, что скифы – это этноним собирательный     (Л.Н.Гумилев). Скифами назывались и славяне, и тюрки, и финно-угры, так как все они тогда считались родственными. Об этом пишут древние историки Геродот, Страбон и Птолемей. Также примечателен тот факт, что правители славян VI века  Кий и Хорват существуют в том же качестве и для татар. Имена их тождественны – Кий-Кый, Хорват-Курбат.
Данные этнографии народов России только подкрепляют приведенные примеры, полностью подтверждая изначальное кровное, культурное и духовное родство народов России.
В некоторых современных исторических работах (И.А.Гилязов, В.И.Пискарев и др., «История Татарстана»), например, утверждается, что тюркские народы на протяжении всей своей истории представляли собой этнические автономии, никак и ни в чем не связанные с другими народами России. Указывается также, что своим развитием они обязаны арабскому Востоку, что играет на руку современной политической конъюнктуре. Общие культурные основания у предков русских, татар и, например, карел, в вышеуказанной книге просто игнорируются.
Все приведенные факты в очередной раз показывают, что у народов России есть одна общая идея мира и добрососедства, на которой основывается подлинное единство нашего государства.  Более того, эти и многие другие факты указывают на необходимость не только сохранения народной культуры, но и ее всемерного укрепления и возведения в ранг государственного приоритета как основы всеобщего благополучия.

Дмитрий Козлов
село Атемар, Лямбирский район