Публикуем отрывок из письма, адресованного главному редактору газеты «Юлдаш» из города Самары. Пишет главный консультант Департамента по связям с общественностью и экспертной деятельности Администрации Губернатора Самарской области Надежда Петровна ОСИПОВА.
Камиль, с интересом читаю Вашу публицистику и в Интернете, и в печатных средствах массовой информации. В одной из своих статей Вы пишете: «Несколько поколений моих предков были известными в нашей округе жестянщиками. Сквозь даль веков мне слышен звон их наковален. Много веков мои предки жили на этой земле по соседству с русскими и мордвой. И чаще в их жизни были дружба, любовь, терпимость. Вот такая моя родина и продиктовала мне строки о новом времени: «Будет неземная Ярославна по-татарски плакать о Руси...».
Об истине можно писать только так, когда каждое слово не просто идет от сердца, а выверено! К тому же в своих публикациях Вы тонко подмечаете, что народ часто и не в курсе, как о его судьбе пекутся, спорят, ссорятся какие-то люди, связанные с «национальной» темой. Народ живет своей жизнью, и иногда он слышит о том, как ему надо жить «дружно и мирно». Но люди уже веками живут в мире и в ладу. В моем родном Шенталинском районе Самарской области – 30 процентов составляют чуваши, 30 процентов – татары, 30 процентов – мордва. Компактно жили и всегда очень дружно.
Моя детская память зацепила яркие моменты, связанные с нашими соседями. Осенью в наше чувашское село Салейкино приезжали из татарских сел крепкие мужчины покупать гусей, барашек, и из уважения к местным жителям говорили (пытались говорить) на чувашском языке, а наши – тоже из уважения к соседям – говорили на татарском языке.
Или, хорошо помню, как жаркими летними днями по селу проезжал на телеге Ибрай-бабай, который собирал ветошь. Его голос, певучий, зазывающий, был слышан издалека. Он ехал на скрипучей телеге и приглашал вынести ветошь в обмен на какие-то свистульки, воздушные шарики, и не было дома, в который бы его не позвали чай попить. Насколько все его хорошо знали в нашем селе! И мне казалось, что он живет вечно, он был очень стар, как и вещи, собираемые им для каких-то нужд, не понятных мне тогда. Ибрай-бабай приезжал каждое лето, все менялось вокруг, а он не менялся...
Или такой пример: в 3-х километрах от нашего села, рядом с лесом, есть мордовское село Подлесная Андреевка, основали его эрзяне-переселенцы из-под Арзамаса. По-чувашски название села звучало так: «Путлес», переиначенное с русского «Подлесное». Вспоминаю детские годы, мы – босоногие девчонки сидели на завалинке, и по улице в наш магазин шли мордовские женщины – высокие, статные, красивые. Так гордо они себя несли! На обратном пути заходили к моей бабушке чай попить... Это сегодня уже есть межнациональные браки (чувашско-мордовские), тогда такого смешения еще не было.
Вот такие светлые воспоминания детства нахлынули вдруг после прочтения Ваших статей. Село всегда было источником национальной культуры. Сегодня в моем родном селе дети говорят практически только на русском языке. Грустно от этого. Но – ход истории не изменить...
Происходят объективные процессы, связанные с глобализацией. А общественные организации, состоящие из неравнодушных, активных, инициативных людей, пока пытаются сохранить и передать в будущее наше наследие. Их роль, безусловно, позитивна и значительна. Конечно же, огромна роль государства, использующего свои ресурсы для сохранения национально-культурного многообразия в российском обществе.
Что касается ассимиляции, то, мне кажется, это в меньшей степени характерно для татар. Шамиль или Рузалия, если даже не будут знать язык татарский, они не станут русскими. Они сохранят свою идентичность, основанную на исторической памяти, возможно – религии. Да, конечно, принято считать, что язык – основа национальной культуры, этнической идентичности, самосознания. Но опыт евреев, потерявших язык, позволяет говорить о том, что не всегда только язык является источником этнического самосознания. Очень часто – историческая память является стержнем формирования и развития этнической идентичности. Другое дело, народы, развивающиеся в лоне христианской культуры – чуваши, мордва и другие. Да, для них этот процесс, скорее всего, уже необратим.
Помню, однажды в Тольятти на городском празднике Сабантуй все говорили красивые слова о дружбе и согласии. Спикер Тольяттинской городской Думы в своей речи несколько раз произнес словосочетание «татарская диаспора». Чуть позже председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров предложил мне выступить. Мне пришлось при всех поправить уважаемого спикера и напомнить о том, что татары здесь живут более тысячи лет, и слово «диаспора», конечно же, в данном случае не уместно. Немного рассказала о Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве. Заметила одобрение в глазах наших друзей из Татарстана. Тема эта, конечно же, тонкая и деликатная. Как о Боге нельзя говорить всуе, так и «национальную» тему всуе лучше не обсуждать, и каждое слово должно быть выверено...