Несколько недель назад о хиджабах – где их можно носить, а где нет – вновь заговорили на федеральном уровне. В одном из сел Ставропольского края нескольким девочкам, которые в новом учебном году стали приходить на уроки в хиджабах, запретили приходить в такой одежде в школу.   В нашем понимании хиджаб – традиционный исламский женский головной платок, закрывающий волосы на голове и шею. Родители девочек и муфтий региона обратились в прокуратуру, которая начала проверку. Свое отношение к этой ситуации выразил и Президент России В.В. Путин. Он призвал уважать религиозные чувства людей, но не забывать, что наша страна - светское государство. Путин отметил, что «в России много конфессий, однако есть определенные правила светского государства, и церковь отделена от государства. Нужно делать все спокойно, в приемлемой форме, никого не обижать. Лучше пусть все чувствуют себя равными». Путин также предложил регионам подумать о введении в школах формы единого образца. Мы поинтересовались, как относятся к данной проблеме татары Мордовии?

Мнение муфтия Духовного управления мусульман Мордовии Илдуза-хазрата Исхакова опубликовано на официальном сайте муфтията: «Случай запрета хиджаба в Ставрополье заслуживает большой критики. Действия директора школы могут привести к дестабилизации ситуации. Запрет хиджаба некоторыми западными странами привели лишь к различным митингам, демонстрациям и нарушению стабильности.  Возможно, кто-то желает этого и для России. Конституция нашей страны указывает на свободу вероисповедания. Руководство школы нарушило права детей на эту свободу. Хиджаб является обязательным для всех мусульманок. Верующие обязаны соблюдать закон Всевышнего, а государство должно позаботиться, чтобы уставы и другие документы не противоречили религиозным требованиям».
- Хиджаб – неотъемлемая часть женского мусульманского образа, - говорит председатель местной мусульманской религиозной организации села Татарская Пишля Рузаевского района Рашид Хусаинович Торпищев. – Ношение хиджаба не несет никакой угрозы государственным устоям нашей страны. Он дисциплинирует женщину. Почему-то все зациклились на хиджабах… Недавно по телевидению выступал православный священник, который также считает, что хиджаб, скажем так, борется за нравственность. Это же не короткая юбка. Я считаю, что вопрос о форме одежды в ставропольской школе можно  решить спокойно, никто не должен вмешиваться в религиозные аспекты.
Ляйсан Халикова выросла и училась в Саранске, а ее родители родом из села Белозерье Ромодановского района. Ляйсан получила высшее образование в Мордовском госуниверситете, она замужем, работает, вместе с супругом воспитывают двух детей. В семье они стараются придерживаться традиций, связанных с исламом.
- Но платок, или по-другому хиджаб, я не ношу,  - говорит молодая женщина. – Я считаю, что до этого нужно внутренне «дорасти» и придерживаться всех канонов религии. Просто надеть хиджаб и вести привычный светский образ жизни? Зачем устраивать такую показуху? Для кого и для чего? Это большой грех. К ношению хиджаба нужно подойти очень ответственно. И дальше – прежде всего, читать намаз, не обсуждать никого, не сквернословить и многое другое, то есть вести правильный образ жизни. Сейчас мои родители, особенно отец, настаивают, чтобы я ходила в платке. Повторюсь, что я не готова к таким переменам в своем внешнем виде. Знаю, что многие молодые девушки не по своей воле ходят в хиджабе. Их заставляют родители, которые, в свою очередь, зависимы от мнения односельчан: что люди скажут?
Такова твердая позиция Ляйсян Халиковой, которая не собирается надевать мусульманский платок лишь ради внешнего эффекта. Как-то мне рассказали такой случай. Молодые девушки, выйдя за ворота учебного заведения, прячась от посторонних глаз, курили в свое удовольствие, как им казалось, в укромном месте. Когда проходившая мимо женщина сделала им замечание, указав на то, что они – в хиджабах, а ведут себя неподобающим образом, девушки выругались, мягко говоря, нецензурно. Но это, наверное, все же исключительный случай.  
Часто я слушала рассказы моих бабушек о том, как они жили раньше, как воспитывались, чем питались. Мне было любопытно узнать, что в татарских селах Лямбирского района хиджаб не носили как таковой – повязывали на голову просто обычный платок или косынку. Русские женщины также испокон веков носили платок. На Руси, если женщина снимала с себя головной убор и оставалась с непокрытой головой, то про нее говорили –  «опростоволосилась». Снять с себя публично головной убор считалось неприличным.
Да и в татарском национальном костюме голову женщин покрывает калфак – своего рода маленькая тюбетейка с покрывалом из тонкой ткани. В то же время сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам.
Ляйля Рамазанова и Назиля Асаинова – третьекурсницы отделения татарского языка и литературы филологического факультета Мордовского педагогического института. Обе девушки – жительницы села Белозерье Ромодановского района. Хиджаб для них – привычная женская одежда.
- Носить хиджаб нам положено по исламу, и для меня это нормально, - говорит Ляйля. – Мне он нравится. Здесь, в пединституте, много девушек ходят в платках, поэтому к нам привыкли и относятся хорошо. На улицах Саранска на нас уже не показывают пальцем. Когда была во Владимире, я поняла, что девушки в хиджабах в этом городе – редкость, поэтому для них я была человеком из другого мира.
- Я с гордостью ношу хиджаб, - вторит ей Назиля Асаинова. – Мусульманская форма одежды не привлекает ненужные взгляды, скрывает фигуру. Мне в хиджабе комфортно и хорошо.
Хотя в некоторых регионах страны так сложилось, что хиджаб для женщины –  как объект для нападки со стороны невежественных людей, а не защита от дурных глаз. Такие люди наивно полагают, что любая женщина в хиджабе – потенциальная террористка. Подобный негативный образ мусульманской женщины создавался во многом с подачи федеральных средств массовой информации.
В Саранске сейчас уже стало привычным увидеть на улице, в магазине, общественном транспорте, каком-либо учреждении женщину или девушку в хиджабе. А ведь еще лет 15 назад на улицах Саранска редко можно было встретить женщину или девушку в мусульманской одежде. И все же люди, носящие хиджаб, так или иначе приковывают к себе взгляды – какой-то загадочностью, необычностью.
В нашей республике в некоторых татарских селах девочки ходят в школу в хиджабах, в мусульманской одежде ходят на учебу студентки вузов и колледжей. Для них главное – хорошо учиться. К счастью, ни разу не раздавались голоса, чтобы запретить или ограничить ношение хиджабов. Мусульманки Мордовии свободны в своем выборе. Политическим запретом на ношение мусульманских платков вряд ли можно улучшить атмосферу в нашем обществе, где много религий и национальностей. И российская власть, скорее всего, не прибегнет к прямым запретительным мерам. Во всяком случае, Президент Путин четко сказал о том, что решать эти вопросы нужно спокойно, «никого не обижать».
Носить татаркам в повседневной жизни мусульманский платок или не носить - естественно, их личное дело. Но в светской школе, где учатся дети разных национальностей и вероисповеданий, действительно, разумно ввести единую для всех школьную форму. И это не должно никого обидеть.

Альбина Давыдова