Ильдус Кильгеев из села Татарские Юнки Торбеевского района воспитывался в многодетной трудолюбивой семье участника Великой Отечественной войны и знаменитого на всю округу пчеловода Нияза Абдурахмановича Кильгеева. В родовом гнезде глубоко почитались завещанные предками традиции ислама и обычаи многовековой татарской культуры. Их проводником для сыновей и дочки была мама Адиля Исхаковна, в которой сочетались строгость и доброта, сострадание и милосердие.   – В нашей просторной, уютной деревенской избе было много предметов с великолепной вышивкой, где преобладали геометрические узоры и яркие цвета. Широко, пышно, с размахом отмечались религиозные праздники, на которые собиралась самые близкие по крови люди – от мала до велика. Вот уж и седьмой десяток лет близится к закату, а понятие «связь поколений» для меня свято и поныне. Никогда не забывать свои корни – таковым для нас было назидание отца, – рассказывает Ильдус Кильгеев.
Вначале он увлекся растениеводством. Саженцев тогда в продаже не было. Ильдус то с пришкольного участка кустик малины откопает, то черенок смородины у соседки выпросит. Тем и полнился его опытный земельный участок. В 1970 году, по окончании средней школы, юноша стал студентом Саранского техникума электронных приборов, где получил широко востребованную по меркам того времени специальность телемеханика. Получив заветный красный диплом, Ильдус возвратился к отчему порогу. Молодой специалист решил больше никогда не покидать родное село и начал профессиональную деятельность с должности телемастера Торбеевского комбината бытового обслуживания населения. Впоследствии работал заведующим хозяйством колхоза имени Нариманова и имеет заслуженное звание «Ветеран труда».
Ильдус Ниязиевич никогда не расставался с древним промыслом – пчеловодством, которое по праву считает, прежде всего, наукой и только потом – ремеслом. Пытливый интерес и здоровый азарт к этому непростому, освоенному до тонкостей потомственному делу, он старательно привил супруге Раисе Ивановне и единственной, долгожданной дочери Тянзиле. Следует отметить, родители ждали ее рождения более двадцати лет. И Всевышний услышал их молитвы.
Фамильная пасека находится на внушительном наделе их благоустроенной усадьбы. В окружении цветочного убранства,  в тени яблоневого и вишневого садов разместились порядка двадцати домиков для пчелосемей, с которыми он управляется виртуозно. Для их обслуживания в весенне-летний период в течение недели требуется около двенадцати часов кропотливого труда. Во всем чувствуется забота и усердие рачительного и аккуратного хозяина, который не терпит вокруг беспорядок и привык доводить любое начатое дело до логического завершения. Впрочем, суету и неопрятность пчелы не терпят. Бросается в глаза мастерская с запахом свежей древесины, где он изготавливает различные приспособления для содержания медоносных пчел: ульи, рамки, поилки, ловушки.
– Вопреки тому, что занимаюсь пчеловодством уже более полувека, тем не менее, и сегодня продолжаю настойчиво штудировать современные тематические журналы и специализированные пособия, анализировать и обобщать опыт коллег, экспериментировать, вырабатывать собственные навыки и методики, заниматься племенной селекционной работой и раскрывать секреты пчел. Человек прошел большой эволюционный путь, но так и не достиг совершенства, а вот они смогли. Не нужны им подрядчики, сами построят соты, заполнят их и в нужный момент, запечатают, – глядя на своих любимых тружениц, говорит мой собеседник, при этом поражая поистине энциклопедическими знаниями.
В награду за терпение и упорство в летний сезон сбора грамотные пасечники Кильгеевы получают шесть чудес света – воск, маточное молочко, пыльцу, прополис, пчелиный яд и, конечно, уникальный по целебным свойствам продукт – свежий мед.
Смотрю и любуюсь, как в кипящий на огне, благоухающий духмяным ароматом эликсир здоровья, обаятельная девятнадцатилетняя Тянзиля ловко опускает кусочки теста, чтобы превратить их в восточные сладости и угостить близких. Тем временем поспевает крепкий черный чай с дымком из начищенного до блеска самовара, который растапливается сосновыми шишками. За чашкой горячего разнотравного взвара пробую первую ложку меда, его вкус потрясающий – без горчинки и терпкости, по консистенции напоминает нежный крем.  
– Вся тайна в том, что маленькие работницы приносят отличный нектар только с дикорастущих медоносов, таких как иван-чай, васильки, дягиль, клевер, медуница. Хотите математический расчет?! На сто цветков липы приходится всего триста миллиграммов меда, а это лишь три капельки на цветочек. К примеру, чтобы набрать 50 килограммов в улей, малышкам необходимо опустошить пятьдесят миллионов соцветий. Для этого пчелки за 10-15 часов совершают приблизительно двести тысяч вылетов. Именно столько труда заключается в трехлитровой баночке меда, – поясняет Тянзиля. В этом году она получила диплом об окончании Краснослободского медицинского колледжа и знает, что такое лакомство и болезни излечит, и силы восстановит, и сон наладит. Следует отметить, что новоиспеченный медицинский работник имеет огромное, искреннее желание стать врачом-терапевтом, а мысли, как известно, материальны. Целеустремленной, рассудительной девушке предстоит преодолеть сложный этап обучения, ведущий к исполнению мечты. Ильдус Ниязиевич гордится успехами наследницы и надежной помощницы на подворье.
Кильгеевы – постоянные участники ярмарок, где они предлагают покупателям липовый и цветочный мед, а главным сертификатом высокого качества на продукцию выступает совесть. И никакая конкуренция им не страшна. А еще в их личном подсобном хозяйстве на откорме содержатся телята, куры и гуси. Супружеская чета в унисон говорит, что любовь к пчеловодству и медовый запах Родины для них есть истинное счастье.

Лариса Лазарева