Уважаемая редакция, многие татары нашей республики, наблюдая время от времени неприятную конфликтную суету вокруг некоторых муфтиев, задаются вопросом: а нужны ли, например, сельским мечетям Мордовии многочисленные региональные муфтияты?
Нужны ли муфтияты – втягивающие членов местных религиозных общин, желающих жить размеренной национальной жизнью и скромно молиться Аллаху, в свои скандалы? Кстати, во многие из сельских мечетей, к сожалению, мало кто ходит; только во время двух больших праздников – Ураза-байрам и Курбан-байрам – в родные села съезжаются люди из Саранска и разных регионов России и временно заполняют мечети.
Такие вопросы у меня возникли в очередной раз после продолжающегося скандала вокруг Регионального духовного управления мусульман Мордовии. Верховный муфтий России Талгат Таджуддин выпустил указ об увольнении с должности муфтия РДУМ РМ Зяки-хазрата Айзатуллина «в связи с утратой доверия», а он не желает подчиниться указу Таджуддина, считая данный документ незаконным. Следовательно – в этот скандальный процесс вольно или невольно вовлекаются сельские имамы. Так вот, нужны ли мусульманам Мордовии – муфтияты? Существуют же, даже вполне успешно, местные мусульманские общины тех же сел Татарский Умыс Кочкуровского района и Татарская Пишля Рузаевского района – самого крупного татарского села Мордовии без республиканских муфтиятов.
А если и нужен солидный, авторитетный муфтият в Мордовии, то такой муфтият должен быть единым и единственным, возглавляемым грамотным и деятельным духовным лидером – искренним и убежденным патриотом Отечества, оберегающего своих граждан-мусульман от происков международного экстремизма. Таково, кстати, давнее мнение многих и многих татар Мордовии, недовольных существованием нескольких муфтиятов в небольшой республике. Например, в Татарстане уже многие годы успешно функционирует единый муфтият. То же самое – в регионах Северного Кавказа.
И если региональные муфтияты способны обходиться без федеральных, как заявляет и на чем сегодня настаивает то же Региональное духовное управление мусульман РМ, стремясь расстаться с ЦДУМ России под управлением Таджуддина и попытавшись изменить устав, то, может быть, и местные мусульманские общины смогут обойтись без региональных муфтиятов, создающих скандалы? Кто из них кому нужнее: местные религиозные организации муфтияту или муфтият – местным организациям?
К тому же, как говорят знающие люди, о сельских имамах в муфтиятах вспоминает только в экстренных случаях, когда нужно «единогласно» проголосовать за преданность муфтию, которого вдруг настигла опасная для его должности ситуация. Во всех других случаях, якобы, о сельских имамах никто в Саранске, в духовных управлениях мусульман, особо и не вспоминает.  
Следовательно, по каким-то отдельным юридическим вопросам местные религиозные мусульманские организации при необходимости вполне смогут посоветоваться и с независимыми от муфтиятов, скорее всего, даже более квалифицированными и не ангажированными специалистами, искренне готовыми помочь местным общинам. Зато жизнь местных общин станет проще и чище – в стороне от нередко случающихся конфликтов.

Исхак Умяров

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ «ЮЛДАШ»
Конечно, было бы хорошо, если бы в нашей Республике Мордовия было одно духовное управление мусульман. Это – общее и давнее желание татар Мордовии.
Но приходится исходить из того, что есть, – из существующей реальности. А в республике есть три духовных управления мусульман. Каждое из них зарегистрировано Управлением Минюста России и действует по своему уставу, то есть – деятельность каждого из них законна. Более того, за существование отдельных муфтиятов, то есть – против создания единого духовного управления мусульман республики, непременно будут отчаянно бороться сами муфтии и их ближайшее окружение.
Потому сегодня важно другое: чтобы эти духовные управления не разъединяли татарский (мусульманский) народ Мордовии, не пытались его растаскивать, не стремились его разобщать. Судя по всему, мусульмане Мордовии на протяжении уже многих лет вполне успешно взаимодействуют между собой и поддерживают друг друга в добрых делах. А в процессе взаимодействия точки соприкосновения возникают сами собой. Об этом, кстати, в газете «Юлдаш» от 28 октября 2020 года говорил и муфтий Центрального духовного управления мусульман Мордовии, директор Исламского культурного центра Фагим-хазрат Шафиев.
Теперь по поводу мнения нашего читателя о том, что «во многие из сельских мечетей, к сожалению, мало кто ходит», с уверенностью говорим: хорошо, что эти мечети в татарских селах и деревнях Мордовии – есть! Мы с большим удовольствием рассказываем в газете о том, как строятся новые или восстанавливаются старые мечети даже в самых маленьких деревнях, где их малочисленные жители-татары не хотят утрачивать связь с родными корнями и историей родной земли, где жили их предки, где живут они сами или же возвращаются на родину – во время священных мусульманских праздников – из других мест. Только в прошлом номере мы рассказали о восстановлении старинной мечети в маленьком селе Енгуразово Темниковского района людьми, любящими свою малую родину, своих предков и свою историю. Вот это и помогает татарам оставаться самобытным народом, не забывающим родства своего!..  
В опубликованном письме читателя, имеющего право на личную точку зрения, прозвучал вопрос: «нужны ли мусульманам Мордовии – муфтияты?». Безусловно, нужны! Они призваны координировать деятельность местных мусульманских общин, помогать им и поддерживать их, представлять мусульман на республиканском уровне. Главное, чтобы координировали и представляли в русле традиционного ислама.
А через какое-то время, возможно, в Мордовии будет лишь одно – единое духовное управление мусульман. Однако это произойдет, скорее всего, еще не скоро; потому вряд ли следует торопить события.