Говорят, чтобы узнать ближе другой народ, надо попробовать национальные блюда этого народа. И действительно, как можно представить нас, татар, без любимых пярямячей, салмы, шурпы, катламы, бялеша и других вкусностей. Умение их приготовить говорит о мастерстве и гостеприимстве хозяйки, причем у каждой из них обычно есть свои секреты приготовления татарских кушаний. Рецепты их приготовления передаются от матери к дочери, от свекрови к невестке. Неизменным остается одно – так мы сохраняем большую часть родной татарской культуры. Заведующая Ломатским сельским клубом Гельдюса Шакировна Шабанова (на фото) поделилась своими рецептами приготовления татарской выпечки: - Татары всегда славились своими изделиями из теста. Умению возиться с тестом я научилась у своей бабушки, которая мне все показывала, а я за ней повторяла. Выпечка, как и все остальное, готовилась в печи и отличалась особым вкусом. А потом мы садились пить чай. И такая традиция сохраняется сейчас и в нашей семье. В нашем селе любят готовить хворост, который мы называем «кылак», в других селах называется «катлама». Готовлю я по своему рецепту. Для теста беру пять яиц и желтки от пяти яиц, немного сахара, муки добавлять столько, чтобы получилось упругое тесто. Но стараться, чтобы при его раскатке муку использовать как можно меньше, иначе при жарке будет пениться масло. При обжаривании «кылак» требует, конечно, терпения и сноровки.
Как признается Гельдюса Шакировна, односельчане приглашают ее помочь с выпечкой, когда они проводят бябяй-туе, хатем, никах. И, пожалуй, в каждом татарском селе живут свои мастерицы, умело работающие с тестом. - Другое татарское блюдо – бялеш – я делаю с разными начинками, - говорит она. - В моей семье любят такую: слегка обжариваю полкилограмма лука, добавляю пять мелко порезанных вареных яиц, сливочное масло – чем больше, тем вкуснее, соль, а также половину чайной ложки сахара. Рецепт теста простой. 500 граммов кефира и стакан теплой воды, два желтка, сахар, соль, дрожжи, полстакана растительного масла, по пачке разрыхлителя и ванилина. Через полчаса тесто уже готово. Его я делю на две части, из которых раскатываю круги. На нижний раскладываю начинку, сверху накрываю другой половиной, оставляя небольшое отверстие. Очень вкусно!
Сейчас Гельдюса Шабанова вместе с художественным руководителем сельского клуба Венерой Яхеевой готовятся к фестивалю «Шумбрат, Мордовия!». В этом году он пройдет в режиме онлайн.
- Работники сельского клуба с удовольствием принимают участие в этом фестивале, - говорит Гельдюса Шакировна. – Мы рады, что можем представить на большой сцене татарские песни, дорогие нашему сердцу.
Еще одной доброй традицией стало то, что в Ломатах, единственном татарском селе в Дубенском районе, осенью начинаются курсы по изучению Ислама. И как говорит имам сельской мечети Раиль-хазрат Мусин, проводящий занятия, с каждым годом становится все больше людей, желающих познать религию, арабский язык, Коран.
- Занятия начались две недели назад. Сразу скажу, что уроки проходят с соблюдением всех эпидемиологических норм: люди приходят в защитных масках, руки на входе обрабатывают санитайзером, сохраняют социальное дистанцирование между столами. Также предупредил, чтобы занятия не посещали люди с кашлем. Тем из односельчан, кто не может присутствовать лично, показал, как можно подключиться онлайн через телефон или компьютер к нашим занятиям. Такая возможность особенно актуальна в связи с пандемией. Таким образом, есть желающие изучать мусульманскую религию из Саранска, и даже женщина из Татарстана, которая увидела в интернете объявление о начале курсов. Меня радует тот факт, что татары возвращаются к духовности, к своим истокам, я вижу, как религия помогает родственникам налаживать потерянные связи. Важно, с каким намерением пришел человек постигать азы исламской религии, не станет ли для него трудностью заучивание молитв и арабского языка.
Раиль-хазрат Мусин поясняет, что обычно курсы ежегодно посещают около 20 человек самого разного возраста. В этом году самой молодой ученице – 33 года. Но в основном это женщины и мужчины старше 65 лет.
- Ученики разделены на три группы. В первой группе – начинающие, которые учатся читать намаз. Во второй группе те, кто на арабском языке читает Коран, но вместе с тем они изучают чтение Священной книги по правилам таджвида.  Ученики третьей группы, которая пока формируется, хотят читать Коран на арабском языке в соответствии со всеми правилами. Я всегда подчеркиваю, что наша религия учит миру, добрососедству и милосердию. Ведь обладающий знаниями в духовной сфере никогда не подтолкнет другого к межрелигиозному или межнациональному конфликту и не обвинит в этом других.
Уроки проводятся для каждой группы два раза в неделю в мечети, и теперь здесь более комфортно, чем прежде. Летом в здании была смонтирована система теплых полов, сами доски, которые уже шатались, также заменили на новые.
- Жители села Ломаты выражают большую благодарность директору Торгового дома «ЭКО Халял» Талипу Абубекирову, благотворительному фонду «Мусульмане Мордовии», которые помогли нам решить эту проблему. Большое спасибо и жителям разных татарских сел Мордовии и Саранска, которые также делали пожертвования, - говорит Раиль-хазрат Мусин.
Еще одно хорошее дело закончили недавно в этом татарском селе. Наша газета не раз рассказывала, как в год 75-летия Великой Победы в татарских селах восстанавливают или строят заново памятники в честь воинов-земляков, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. Это самое малое, что мы, потомки победителей, можем сделать для сохранения памяти о фронтовиках, о тех, кто воевал, кто не вернулся с поля боя.
Из села Ломаты на фронт ушли почти 400 человек. В этом селе ремонт обелиска шел в рамках программы «Благоустройство сельских территорий». Теперь здесь можно прочитать на табличках фамилии всех погибших – это 173 человека, и тех, кому посчастливилось вернуться живыми и строить мирную жизнь – 183 человека.

 

Альбина Давыдова