2 ноября 2018 года произошло знаковое для мусульман Мордовии событие – открытие нового здания Исламского культурного центра. На открытии ИКЦ присутствовал Глава Мордовии Владимир Волков. Тогда он отметил, что центр станет для мусульман Мордовии источником духовного просвещения, позволит оградить молодежь от радикальных проявлений ислама. Кроме того, Глава республики подчеркнул, что этот центр не имеет аналогов в Российской Федерации.

Вообще первый в Приволжском федеральном округе национальный духовно-культурный центр с официальным названием «Исламский культурный центр» был основан уже в начале 2014 года. Но около четырех лет он не имел своего «дома». На момент открытия здание Исламского культурного центра содержало три функциональных блока: образовательный, национально-культурный и досуговый. Там были размещены: библиотека с богатым книжным фондом и высокотехнологичным информационным оснащением, музей татарской и мусульманской культуры, многофункциональный конференц-зал, учебные аудитории, площадка раннего развития детей, информационно-издательский центр, центр творческого развития, национальная кухня и зал для проведения разного рода мероприятий и праздников.
Отметим, что за прошедшее время Исламский культурный центр стал местом и для семейного отдыха, куда можно прийти с семьями, с детьми. Здесь предусмотрено место и для развлечения, и для образования детей и взрослых. Помещение для намаза, конечно, тоже имеется.
Главное направление деятельности Исламского культурного центра - это укрепление, сохранение и развитие межнационального, межэтнического и межконфессионального согласия в Мордовии и в России в целом. ИКЦ вносит посильный вклад в просвещение и образование мусульманского населения в контексте укрепления сознания общероссийской гражданской идентичности, которая демонстрирует собой пример многовекового добрососедства.
О результатах проведенной работы и планах на будущее мы поговорили с директором Исламского культурного центра, муфтием Центрального духовного управления мусульман Республики Мордовия Фагимом Фатиховичем Шафиевым.
- Фагим-хазрат, расскажите, что нового появилось в Исламском культурном центре, изменились ли его технические возможности?
- За два прошедших года произошло много изменений. Учебные классы пополнились пособиями по татарскому языку, книгами и учебниками, раскрасками для малышей, пополнился и библиотечный фонд: появилось больше энциклопедий и классических изданий по богословию. Любой желающий может прийти и взять книгу для прочтения. В связи с пандемией появилась необходимость усовершенствовать техническое оснащение конференц-зала, теперь там предусмотрена возможность проведения мероприятий онлайн формата. Кроме того, появился дополнительный зал в восточном стиле для теплого времени года. В основном там проводятся заседания молодежного клуба. К тем занятиям, которые у нас проводились по основам Ислама и татарскому языку, добавились уроки английского языка в оффлайн и онлайн форматах. Также ИКЦ стал площадкой для проведения мероприятий в рамках конкурса татарских красавиц «Татар кызы Мордовия». На мой взгляд, весь функционал Исламского культурного центра активно используется: здесь читают молитвы, проводятся просветительские, общественные, молодежные, семейные, религиозные мероприятия, ведется обучение.
- Расскажите о ваших планах.
- Большая часть планов по развитию Исламского культурного центра связана с его расширением. В случае увеличения площади мы планируем создать на базе центра классы и мастерские для развития народного творчества и традиционных промыслов татар Мордовии, таких, как кожевенное ремесло, вышивка традиционного татарского и мусульманского орнаментов, арабская каллиграфия и многое другое. Также хотим разместить студию для фольклорного ансамбля, который будет исполнять татарские народные песни и религиозные песнопения. Планируется открыть и класс, где будет преподаваться игра на татарских народных инструментах. Отдельная работа будет вестись с людьми с ограниченными возможностями. Сейчас мы знакомимся со спецификой этой работы, узнаем, что интересно и нужно таким людям.
Ведется работа и над различными проектами. Один из них - проект, разработанный на конкурс Президентских грантов «Дорога памяти к Великой Победе», который предусматривает исследовательскую экспедицию по городам-героям Великой Отечественной войны, таким, как Москва, Санкт-Петербург, Волгоград и Тула.
Продолжает развиваться и наша совместная деятельность со ФСИН России. В частности, запланирован Всероссийский семинар для имамов, которые взаимодействуют со ФСИН России.
Также мы все ждем улучшения эпидемиологической обстановки, чтобы провести финал конкурса «Татар кызы Мордовия - 2020». Это мероприятие должно стать праздником для участниц конкурса и татар нашей республики.
- Что вы думаете о национально-культурной и общественной жизни татар Мордовии, ее проблемах и успехах?
- В последние восемь месяцев национально-ку-льтурная и общественная жизнь в нашей республике немного замерла. Люди, любящие культуру и искусство, были ограничены в своих возможностях. Однако уже к концу весны стали появляться онлайн-аналоги многих привычных нам мероприятий: спектакли, выставки, концерты, конференции, различные акции и так далее. Когда начались послабления, и был снят ряд ограничений, было отрадно видеть людей, идущих в кино, театры и музеи. В нынешних реалиях пандемии коронавирусной инфекции стали появляться новые возможности для проведения мероприятий. Например, 26 августа в Исламском культурном центре прошел круглый стол «НКО: точки роста и новые возможности», в котором приняли участие представители органов государственной власти и руководители некоммерческих организаций со всей республики. Одним из результатов этого мероприятия стало создание Ассоциации некоммерческих организаций РМ «Центр социально-культурных инициатив «Вместе». Эта ассоциация помогает некоммерческим организациям совместно искать решение проблем. Из-за пандемии жизнь не останавливается, нужно находить возможности для взаимодействия и развития.
Что касается национально-культурной жизни татар республики, хочу отметить один важный момент: несмотря на обилие общественных организаций, результаты их работы идут в одну общую копилку – на благо татар Мордовии. В этой сфере каждый желающий сможет найти для себя точку роста. Отмечу, что в крупных республиканских мероприятиях принимают участие все татарские общественные организации.
В сфере национально-культурной жизни татар много позитива, происходит огромное количество различных процессов и событий, все их перечислить невозможно, ведь национально-культурная жизнь – это не что-то искусственное, она развивается в каждом татарском селе, в каждой семье. Татарский народ умеет свою культуру, обычаи и традиции сохранять и развивать своими силами.
- Поделитесь вашим мнением о состоянии мусульманской уммы Мордовии, о сохранении духовных традиций на селе.
- Из неприятных моментов сразу хочу отметить, что не радуют процессы, которые происходят в РДУМ РМ. Хотелось бы, чтобы мусульмане республики делали положительную информационную повестку. Что касается отсутствия единства мусульманской уммы Мордовии, о котором часто говорится, подчеркну, что наше подлинное богатство в многообразии, поэтому не нужно стремиться всё объединить. А в целом, мусульмане взаимодействуют между собой и поддерживают друг друга в добрых делах. А в процессе взаимодействия точки соприкосновения возникают сами собой.
Также хотелось бы сказать об Исламе в татарских деревнях и селах нашей республики. Главной проблемой там является распространение крайних религиозных убеждений среди прихожан, в том числе и среди тех, кто считает себя специалистом в вопросах религии. Это проблема всероссийского масштаба. Таким образом происходит исламизация радикалов, а не радикализация Ислама. Проблема кроется не в Исламе, а в людях, которые, приходя в Ислам, радикализируют духовные ценности, сталкивают между собой мусульманские общины, противопоставляют себя органам государственной власти. Также хочется отметить, что эта проблема решаема. Мы должны помнить, что главное духовное наследие мусульман Мордовии – просвещенный Ислам, который сохранили и передали нам наши предки. Нужно гордиться наследием, которое досталось нам от праведных предков, сохранять его, развивать, а не пытаться насаждать несвойственные для нас модели и образы исламской концепции.
Однако нельзя не заметить и то, что для всё большего количества мусульман религия становится осознанным фактором. Люди научились различать исконные ценности и привлеченные (например, традиционная национальная одежда). Мусульманская община старается сохранять и преумножать свое духовное наследие, возрождать свои корни.
Из радостных новостей хочется сказать о том, что благодаря нашему народу, благодетелям и ЦДУМ РМ стало улучшаться техническое оснащение и благоустройство молельных домов и мечетей, кроме того, уже возводится купол мечети в городе Темникове, а также завершается строительство мечети в селе Суркино Лямбирского района.

 


Эльвира Баляева