В нынешнем году в селе Татарский Умыс Кочкуровского района произошло интересное с исторической точки зрения событие. Житель Москвы Дамир Тахирович Минзуллин, родители которого являются уроженцами Татарского Умыса, обнаружил старинную монету на возвышенной местности в окрестностях села. В народе это место называют «Каш башы», что в дословном переводе означает «над бровью». На одной стороне монеты арабской вязью написаны слова «Гайни Джамал», а на другой – «Ун сум бары».
Об этом нам рассказал имам-хатыб села Татарский Умыс Рафаэль Сирачевич Манюров. Также он поделился предположениями, откуда там мог появиться этот артефакт, и как это может быть связано с Волжской Булгарией. - Монета, найденная в этом году на территории Татарского Умыса, предположительно из Волжской Булгарии, возможно, Золотоордынского периода, то есть когда Волжская Булгария находилась в составе Золотой Орды, - рассказывает Рафаэль Сирачевич. - Монета могла попасть на территорию села вместе с переселенцами из этого древнего государства. Считается, что часть булгар - предков татар после разгрома Волжской Булгарии в 1236 году разъехалась в разных направлениях. Возможно, после потери родины эту монету девушки или женщины носили в виде украшения на пряди своих волос, так как на монете имеется отверстие.
Есть информация, что первые предки татар, которые сейчас проживают в Татарском Умысе, поселились возле села Сабаево, основанного в 12-13 веках. Их было всего несколько семей. Впоследствии, после разногласий с мордвой они переселились в другое место. Однако до сих пор в Сабаеве есть улица, которую в народе называют «татарский угол» или «татарская улица». Позднее предки нынешних жителей Умыса переселились в местность, которую умысцы по сей день именуют «Иске ил». Там было основано безымянное поселение между двумя холмами. Известно, что булгары не давали наименований своим малочисленным селениям.
Отметим, что в «Кабальной записи на сдачу в аренду земли мордвою деревни Давыдово Саранского уезда» за 1723 год находится первое упоминание о селе Татарский Умыс. «…по речке Умысу вниз идучи» татарская деревня «Пачкури и с лесы и с сенные покосы» (что означает между двумя склонами, между двух холмов у мыса реки).
Численность населения предков нынешних жителей Татарского Умыса, по мнению Рафаэля Манюрова, пополнялась за счет приезда семей, которые ранее отдельными семьями жили в мордовских селах.
В местности, именуемой «Иске ил», были проблемы с водой. И уже в более поздний период село строится вдоль реки Умыс, только тогда оно получает свое новое наименование и называется Татарский Умыс.
Косвенным доказательством того, что предки жителей Татарского Умыса являются переселенцами из Волжской Булгарии, стало и то, что в своей речи они до сегодняшнего дня сохранили архаизмы, устаревшую лексику, не типичную для других татар нашего региона. Например, слово «чыгыт», что означает «творог». Это чувашское слово, а чуваши также являются частью булгарского этноса.
Бесспорно, обнаружение старинной монеты в Татарском Умысе дает богатую почву для размышлений. Ведь подобные артефакты, обнаруженные в других местах при археологических раскопках, порой полностью меняли представление о дате основания или строительства того или иного исторического объекта, и даже целого города.
Что же касается надписей на монете из Татарского Умыса, то у Рафаэля Сирачевича есть предположения о том, что они означают.
- Иногда в Булгарии чеканили монеты с добрыми пожеланиями. В словах «Гайни Джамал» «гайн» на арабском языке означает «глаз», «йа» указывает на принадлежность кому-либо. В данном случае Джамалу (Джамал - красивый, совершенный), но в любом случае, полагаю, что это имя, - говорит Манюров. – Интересно, какого периода Волжской Булгарии эта монета? Полагаю, что времен мирового кризиса на драгоценные металлы. Тогда из-за нехватки золота и серебра деньги чеканили из меди. Однако я не нашел имени, указанного на монете, среди булгарских правителей. Возможно, монета уже казанского периода, когда после разгрома города Булгара центром Булгарии стала Казань. Также могу предположить, что Гайни Джамал мог быть из Золотоордынского периода Волжской Булгарии, возможно, был царевич по имени Гайни Джамал.
В любом случае обнаружение монеты ставит под большое сомнение то, что Татарский Умыс был основан в 1700 году. Вот уже несколько лет умысцы собираются установить визирные столбы, но у членов инициативной группы во главе с Рафаэлем Манюровым есть сомнения относительно даты основания села. Установить визирные столбы планируют в местности «Иске ил» и при въезде в Татарский Умыс. На них будет изображена булгарская или тюркская тамга с указанием даты основания села на трех языках: татарском, русском и эрзянском. Татарский - наш родной язык, русский язык является государственным, надпись на эрзянском языке - дань уважения к этой земле и ее народу, ведь первое упоминание села с наименованием «Пачкури» именно на эрзянском языке. Также умысцы хотят установить памятную плиту на кладбище отцов-основателей села с упоминанием, что там захоронены и их соплеменники - крещеные татары.
На кладбище крещеных татар, которое жители Татарского Умыса называют «Кряшен мазары», до сегодняшнего дня сохранились лунки от могил. На первый взгляд они расположены так же, как и мусульманские могилы. За несколько столетий с одной стороны кладбища образовался крутой склон, на поверхности которого в 1970-1980 годы обнаруживали человеческие останки. Кстати, слово «мазар» - архаизм, исконно тюркское слово, которое переводится как «кладбище», но в современной татарской лексике употребляется заимствованное из арабского языка слово «зират». Однако в лексиконе умысцев оно употребляется только в отношении кладбищ иноверцев.
- Я не просто так упомянул о кладбище кряшен, ведь в народе имеются свидетельства того, что сын уважаемого в селе Коран-хафиза Хабибуллы ибн Бадр Аддина (приблизительная дата смерти 1902-1908 годы) захоронен на кладбище села Татарский Умыс. На его могиле установлен камень в булгарском стиле, который был изготовлен в Оренбурге зятем покойного. Абдуррахман Хабибулла улы был образованным человеком, посещал кладбище кряшен и совершал там дуа-молитвы. Его современники спрашивали, зачем он молится на кладбище иноверцев? На что он отвечал, что там захоронены отцы-основатели села. Из этого следует, что после начала государственной политики христианизации имамы и муллы запретили хоронить крещеных татар на мусульманском кладбище. Новообращенные христиане начали совершать свои захоронения на историческом кладбище, где захоронены отцы-основатели села.
По свидетельствам, передаваемым из уст в уста и из поколения в поколение, утверждается, что принятие христианства мусульманами села было принудительным – как наказание за совершение правонарушений. За тяжкие правонарушения по закону отправляли на каторгу, а мусульманам в качестве альтернативы предлагали крещение. Отмечу, что многие из потомков крещеных татар после ослабления политики христианизации вернулись в лоно религии Ислам, - рассказывает Рафаэль Сирачевич.
Кроме того, известно, что до революции в Татарском Умысе было три мечети, которые были конфискованы в период образования Кочкуровского района в 1928 году, по словам Манюрова, в долгосрочной перспективе на месте этих культовых сооружений предполагается установить «Истәлек ташлары».
Инициативная группа хочет увековечить и память Коран-хафиза Хабибуллы ибн Бадр Аддина. В народе его считали и считают авлием - человеком, достигшим святости при жизни. Хочется отметить, что все эти инициативы находят поддержку, в том числе и финансовую, среди односельчан и выходцев из Татарского Умыса.
Таким образом сельчане пытаются передать сохранившееся до наших дней культурное и историческое наследие следующим поколениям.

Эльвира Баляева