11 октября на сессии Лямбирского районного Совета Шамиль Фатихович Давыдов единогласно назначен главой администрации района. И свое первое интервью в новом качестве он дал республиканской общественно-политической татарской газете «Юлдаш» – изданию Правительства Мордовии.

- Шамиль Фатихович, Вы в свое время заведовали отделом торговли, пищевой промышленности и развития предпринимательства в аппарате Правительства Мордовии, были исполнительным директором ОАО «Мордовспирт». С каким настроем пришли на должность главы района?

- С настроем на серьезную и плодотворную работу, с надеждой оправдать доверие и руководства республики, и районного депутатского корпуса. И, что очень важно, рассчитываю на понимание и поддержку со стороны жителей Лямбирского района, руководителей производства.
- И, разумеется, основными и первостепенными задачами для главы района являются задачи социально-экономического плана…
- Конечно, по-другому и быть не может. Немало хорошего сделано в районе под руководством моих предшественников, но проблем всегда много, решаются одни, появляются другие. Эти проблемы всем известны, я не открою Америки, назвав, например, вопросы ЖКХ или благоустройства населенных пунктов. Первостепенной задачей является ремонт и строительство сельских дорог, обеспечение населенных пунктов водопроводом. Кстати, капитальной реконструкции требуют и водопроводные сети в райцентре. Постараемся участвовать в федеральных и республиканских целевых программах. Проблемы развития инфраструктуры без этого сегодня решить очень трудно. Кроме того, в повестке дня –реконструкция районного Дома культуры, строительство в райцентре бассейна и футбольного стадиона, строительство новой школы в селе Аксеново и еще очень много нужных и неотложных дел, включая, конечно же, развитие производства. Для нас очень важно не только не снижать, но увеличивать объемы и повышать качество сельскохозяйственной продукции.
- Особенность Вашей новой должности заключается еще и в том, что Вы возглавили единственный татарский район Мордовии. Потому сохранение и развитие татарских национально-культурных традиций также, должно быть, является одним из приоритетов Вашей будущей административной деятельности?
- Судя по всему, в определенной мере исходя и из данного, национального, обстоятельства выбор пал именно на мою кандидатуру. Я это осознаю. Но, согласитесь, национальность – не главное качество и достоинство руководителя. На протяжении 80 лет Лямбирским районом руководили и мордва, и русские, и татары – и все они внесли свой добрый вклад в развитие нашей территории. Сегодня это район с достаточно мощным агропромышленным комплексом и перерабатывающей промышленностью. На территории Лямбирского района работают передовые не только в масштабах Мордовии, но и России агрохолдинги с высоким технологическим уровнем и европейской культурой производства.
Замечательные отношения у прежних руководителей складывались и с татарским населением района, не случайно Лямбирский район всегда оставался центром татарской культуры Мордовии. Именно здесь были созданы татарские творческие коллективы, известные не только в районе, но и во всей республике. Ни один из прежних руководителей, хоть русские, хоть мордва, хоть татары, не забывали о национальной особенности района, где татары составляют больше половины населения. И что не менее важно, никто из них не забывал о многонациональном характере лямбирского края, здесь, как зеницу ока, во все времена берегли межнациональный мир и согласие, гордились истинной дружбой народов, благодаря которой наш район и развивался. Конечно, это достояние мы будет сохранять и в дальнейшем.
Сохранять межнациональную гармонию, в единстве народов развивать свои самобытные национальные традиции – в этом философия жизни людей на лямбирской земле. Не случайно и наш Сабантуй уникально отличается интернационализмом, потому что именно такова лямбирская земля.
- Тем не менее, Шамиль Фатихович, газете «Юлдаш» важно услышать о Ваших намерениях целенаправленно заботиться о татарской национальной культуре, поскольку другого такого административного центра у татар Мордовии нет. Можно сказать, такая миссия на Лямбирский район возложена нашей республикой. Да, достижения прежних лет в области татарской культуры в районе очевидны, однако сегодня здесь далеко не все так уж благополучно. Те же татарские национальные коллективы нуждаются в том, чтобы в них власти вдохнули новую жизнь…
- Конечно, мы постараемся и в дальнейшем сохранять и развивать татарские культурные традиции. Будем поддерживать работу муниципального центра татарской культуры, национальных творческих коллективов, работающих как при Лямбирском РДК, так и в татарских сельских поселениях. Думаю, что и республиканский Сабантуй по-прежнему будет проводиться в Лямбире, хотя я знаком с дискуссией, развернувшейся по этому поводу в газете «Юлдаш». Кто-то предлагает проводить республиканский Сабантуй и в других районах, но, полагаю, Сабантуй должен оставаться в Лямбире, где уже накоплен богатый профессионально-творческий опыт проведения этого старинного фольклорного праздника, являющегося ныне государственным праздником в Мордовии. Тем более, и другие государственные, тоже очень красивые национальные праздники ежегодно проводятся в одних и тех же районах Мордовии: мокшанский «Акша келу» в Зубово-Полянском, эрзянский «Раскень озкс» в Большеигнатовском районах.
- Лямбирский район – не только центр татарской национальной культуры, это еще и территория интенсивной духовной жизни народа. Причем, значительная часть населения района исповедуют ислам, с которым в последнее время связаны достаточно тревожные события: чужеземное и чужеродное влияние вползает в нашу добрую и привычную мусульманскую жизнь, вносит сумятицу в умы людей…
- Говоря о добрых взаимоотношениях между народами лямбирского края (а у нас живут представители более 20 национальностей), мы, конечно же, не можем успокаиваться на достигнутом и расслабляться. Что касается ислама, то ислам не однороден, действительно, дают о себе знать тревожные тенденции проникновения в нашу традиционную мусульманскую среду чуждых влияний. Потому мы сегодня должны заботиться не только о сохранении межнационального и межконфессионального мира, но и мира внутриконфессионального и внутринационального. Отрадно то, что в татарских селах Лямбирского района – в основном здоровая духовная и культурная основа, в 15 сельских мечетях – в большинстве своем служат здравомыслящие священники, приверженцы нашего традиционного ислама. И нам надо активно противостоять проникновению в мусульманскую среду чуждых влияний из-за рубежа, прежде всего – со стороны арабского Востока. Российский ислам – это добрая толерантная религия, на протяжении долгого времени развивающаяся в гармонии с православием. Кстати, в Лямбире, построив в свое время мусульманскую мечеть, возвели и православную  церковь. А всего в районе 11 православных храмов. И в нашем РДК татарская, русская и мордовская культура развиваются в единстве, причем – помогая друг другу. Татары поют русские и мордовские песни, а русские и мордва – поют по-татарски, причем, даже участвуют в народном ансамбле «Умырзая». Сберечь такое достояние – наша очень важная задача.
- И расскажите, Шамиль Фатихович, немного о себе.
- Родился я в 1957 году в городе Саранске. Отец Фатих Камалитдинович умер очень рано, и нас с моим старшим братом Амиром мать Мявжудя Хайрулловна, которая родом из села Щербаково Лямбирского района, растила одна. Она работала на Саранском приборостроительном заводе. Ей скоро исполнится 88 лет. Жили мы скромно, без излишеств, к труду привыкли с детства. После седьмого класса каждое лето на каникулах я работал на приборостроительном заводе, где трудился и старший брат. Мой общий стаж работы на «приборке» составляет 14 лет. Служил в армии, был на комсомольской и партийной работе, трудился в бизнесе, в аппарате Правительства республики, в ОАО «Мордовспирт». Родители моей жены Галии Исмаиловны тоже родом из Лямбирского района. У нас трое детей – сын и две дочери, три внука и одна внучка. Вот такая большая семья…

 

Беседовал Камиль Тангалычев