Деревня Лобановка – один из шести татарских населенных пунктов Ельниковского района, расположена в красивом месте в пойме реки Мокша.Рядом находятся остальные татарские села района – Новое Кадышево, Вачеевка, Ликиньё, а по другую сторону Мокши – Акчеево и Чурино.

Все – Шехмаметьевы

Лобановка всегда была небольшим населенным пунктом, в котором была и сейчас есть единственная деревенская улица, носящая имя классика татарской литературы Габдуллы Тукая. А все немногочисленные жители Лобановки являются обладателями одной и той же фамилии – Шехмаметьевы. Любопытно, но и в селе Ликиньё все его жители имеют одинаковую фамилию – Утешевы.

Тихая, спокойная Лобановка живет своей размеренной деревенской жизнью. Блага цивилизации – газ, водопровод, телефон – давно имеются. Только вот населения мало, да работы нет.
Большинство жителей деревни – люди пенсионного возраста – 23 человека, возраст восьми из них перевалил за 75 лет.  Лобановка, несмотря на русское название, со времени образования заселялось татарскими служилыми людьми, которые на Темниковской засечной черте стояли на страже юго-восточной границы Российского государства. А Лобановы, скорее всего, были первыми переселенцами на этих землях. Фамилии и прозвища Лоб, Лобан, Лобанов, Лобанец, Лобастиков, Лобень, Лобоев были распространенными в центральной полосе России с 15-го века среди русских, мордвы и татар. В связи с перенесением засечной черты на более южные рубежи, на Атемар-Инсар-Нижний Ломов-Керенск, часть жителей переехала на новое местожительство. В 1869 году Лобановка относилась к Краснослободскому уезду и состояла из 9 дворов.
- Сегодня в Лобановке насчитывается 26 дворов, в 17-ти дворах держат скотину, - говорит Раис Анвярович Кремчеев, заместитель главы администрации Мордовско-Пошатского сельского поселения, в которое входит Лобановка. – Зарегистрировано 64 человека. Зимой, конечно, жителей становится меньше: стариков забирают дети – в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самару, Набережные Челны, Москву.
- Сейчас у нас основного населения 25-30 человек, - рассказывает жительница Лобановки Сания Зайдулловна Шехмаметьева. – Большинству из них – 70-80 лет. Старейший житель деревни – мой свекор Загидулла Хасянович, 1931 года рождения. Есть, правда, несколько семей не старше 50-ти лет и чуть постарше. По сути, в каждом дворе имеется какая-то живность – крупный рогатый скот, овцы, гуси, куры. А куда без нее?

Куда текут «молочные реки»?

Например, Амир Камильевич и его жена Наталья держат большое хозяйство. Они молоды, энергичны и очень трудолюбивы. У главы семейства огромная любовь к лошадям, которая зародилась еще в детстве, и поэтому не случайно на их подворье 10 этих прекрасных животных. Как говорят сельчане, лошади у него все красивые ухоженные, есть среди них и породистые, специально купленные. А летом это вообще загляденье, когда они пасутся на богатых пойменных лугах. Есть у этой семье и коровы.
Корова, пожалуй, самая «популярная» скотина в Лобановке. Имеется практически в каждом хозяйстве и не по одной голове. У Сании Зайдулловны их три. Если совсем недавно в деревне насчитывалось 52 дойных коровы, то сегодня их осталось всего 18.
Рассказ Сании Зайдулловны обозначил еще раз множество проблем, которые сохраняются в малых и больших селах уже многие годы, если не десятилетия, но люди уже и не надеются на улучшение ситуации.
- Люди стараются избавляться от скотины. Нет от нее никакого толка, - поясняет собеседница. – Я и мои односельчане ежедневно надаиваем десятки, если не сотни литров молока, а оно никому не нужно. Осенью на местный маслозавод принимали всего по 9 рублей 40 копеек за литр жирностью 4,3 процента. Смешно и обидно. Вода и то дороже стоит.  А сейчас и вовсе сбыта нет. Все свое – горы творога, масла, сметаны, только кому они нужны? Понимаем бесполезность наших стараний, но не привыкли в селах без дела сидеть. Коровы наши получают натуральные корма, без всяких добавок. А сколько натуральной органики – навоза – пропадает?
Сания Зайдулловна говорит, что травами засеяны и свои огороды, в которых раньше росла картошка, и колхозные земельные паи.
- Большая благодарность нашей односельчанке предпринимателю Равиле Равильевне Шехмаметьевой за то, что никогда не отказывает в помощи, - говорит Сания Зайдулловна. – У нее есть техника, которая и косит и прессует сено.
Сания Зайдулловна рассказывает, что телята в деревенском стаде очень долго кормятся материнским молоком, также фуражом и чистым сеном. И за полгода набирают 165-170 килограммов чистого веса. Люди откармливают и продают – хотя бы какие-то деньги. Клиенты постоянные, приезжают, в основном, из Нижегородской области. Они довольны.
Сания Зайдулловна Шехмаметьева родом из Темниковского района, закончила строительный техникум в Ковылкине, вышла замуж в Лобановку и много лет трудилась инженером-строителем в местном колхозе.
- Дружно мы работали – русские, мордва, татары, - говорит она. – В Мордовских Пошатах, центральной усадьбе нашего сельхозпредприятия, живут хорошие люди: спокойные, рассудительные, особенно старшее поколение. Но если нет работы – трудоспособные уезжают. А мы привыкли к своей деревне, уезжать в город не хотим. Да и к городу ведь надо привыкать.
Шехмаметьева живет вместе со своим мужем, который является муллой в Лобановке.

Свой духовный центр

Шамиль Загидуллович Шехмаметьев не заканчивал религиозных «университетов», но последние пять лет в Лобановке он служит муллой, провожая по мусульманским обычаям в последний путь усопшего, читая на памятные дни молитвы, придерживаясь традиционных для нашего края исламских традиций.
Когда-то в Лобановке была деревянная мечеть, построенная, как ни странно, уже после революции – в 1918 году. Мечеть исправно служила людям, была в Лобановке духовным центром, однако позже она перешла в колхозную собственность и стала зернохранилищем. Но верующие, как говорит Шамиль Загидуллович Шехмаметьев, несмотря на советскую власть, всегда молились и по пятницам, и на праздники: «Люди собирались в большом доме моей тетки, который использовали как молельный. Деревянную мечеть уже нельзя было восстановить, поэтому ее разобрали, и на этом же месте построили новую. Строили ее и на средства спонсоров, и на средства сельчан. В месяц Рамазан в нашу мечеть приходят молиться до 15 человек – и старики, и молодые. В нашей мечети нет отопления, поэтому в холодное время используем камины для обогрева. Но не жалуемся. Мы согреты нашими молитвами».

Новые жители – из Сирии

Около года назад в Лобановке прихожан в мечети стало больше – весной в деревню приехала жить большая и дружная семья сирийских переселенцев. Хозяйка Людмила родом из Марий Эл, супруг Мадьян – из Сирии. Они познакомились, когда получали медицинское образование в Нижнем Новгороде. Поженились, 17 лет прожили в Сирии в городе Алеппо. Она приняла ислам, соблюдала национальные и религиозные традиции этой страны, выучила арабский язык. Жили в достатке и благополучии, пока не начались недавние вооруженные события в стране. Все оказалось потеряно, разбомблено. Сначала глава семейства отправил в Россию жену и детей, а потом приехал сам. Но по семейным обстоятельствам не смогли они жить в Марий Эл и по воле случае приобрели дом в Лобановке.
- Семья очень хорошая, теплая, дети замечательные, - говорит Сания Зайдулловна. – А детей у них пятеро. Амина и Салех школьники, Абдельджапар учится в Краснослободске в училище, Айе – пять лет, Исламу – два с половиной года. Мы стараемся не оставлять их без помощи. Тяжело начинать им все с нуля. Дети внесли радость в нашу деревню.
В Лобановке есть еще школьники – Лилия и Надир. Всех их возит школьная «Газель» на учебу в школу Мордовских Пошат. Кстати, в апреле 2013 года в молодой семье Наиля и Надии Шехмаметьевых родился второй ребенок – дочь Линара.
- Это так приятно, - улыбается Сания Зайдулловна. – Вроде и деревня оживает. Мы не говорим о Лобановке, что деревня вымирает. Нет, это страшное слово. Благодаря детям она оживает, остается надежда.

Альбина Давыдова