Конфликтная ситуация, сложившаяся вокруг Регионального духовного управления мусульман Мордовии, беспокоит многих наших татар. Они встревожены тем, что мусульмане республики – как скандалисты – вдруг снова прогремели, можно сказать, на всю Россию. Нам звонят многочисленные читатели газеты «Юлдаш» и просят разъяснить – что происходит в исламской общине Мордовии. Хотя эта община давно уже не однородна – ее разъединяют несколько духовных управлений мусульман.

 

АЙЗАТУЛЛИН НЕ ПРИЗНАЁТ УКАЗ ТАДЖУДДИНА


Напомним, о чем идет речь в данной конкретной ситуации. После того, как у правоохранительных органов летом 2020 года появились серьезные вопросы к муфтию РДУМ РМ Зяки Айзатуллину и к его родственникам-имамам, которых заподозрили в причастности к запрещенной в Российской Федерации экстремистской организации «Таблиг Джамаат», Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин своим указом отстранил Айзатуллина (после встречи с ним в Уфе) от должности муфтия РДУМ – по его личному заявлению. Но оставил его исполняющим обязанности руководителя РДУМ для подготовки съезда Регионального духовного управления, где был бы избран муфтий РДУМ. Возможно, после выяснения правоохранительными органами всех обстоятельств произошедшего, после решения суда, полноценным муфтием, как заявили в Саранске в августе представители Таджуддина, приехавшие сюда предотвратить «раскол» среди мусульман, вновь мог бы стать Айзатуллин, если бы его личная вина не оказалась серьезной. Возможно, на это и рассчитывал Таджуддин, который много лет мирно и, скорее всего, успешно работал с Айзатуллиным.
Но Зяки Айзатуллин вдруг пошел другим путем. Он собрал съезд РДУМ (хотя его команда утверждает, что этот «съезд» потребовали созвать сами имамы, а Зяки Айзатуллин вроде бы и ни при чем), где было решено вывести РДУМ из состава Центрального духовного управления мусульман России, возглавляемого Таджуддином, чтобы указы Верховного муфтия не имели никакого юридического значения для Регионального духовного управления мусульман Мордовии. Хотя и до того, как утверждает та же команда Айзатуллина, только съезд Регионального духовного управления был вправе избирать или увольнять муфтия, а Верховный муфтий лишь формально утверждал решение съезда. То есть, указы Таджуддина, по мнению сторонников Айзатуллина, изначально были для РДУМ юридически ничтожными. Но с этим, конечно же, не согласны в ЦДУМ России. И вот на том же съезде 17 августа 2020 года Айзатуллин был единогласно избран на новый пятилетний срок муфтием уже независимого от Таджуддина Регионального духовного управления мусульман Мордовии. И уже 18 августа, наверное, уязвленный таким решением РДУМ Мордовии Таджуддин издал новый указ, в котором окончательно уволил Айзатуллина, утратив «доверие» к нему, с должности муфтия и назначил временно исполняющим обязанности руководителя РДУМ РМ имама из села Татарский Умыс Кочкуровского района Рафаэля Манюрова. Как сказано в указе, до проведения съезда, где будет избран новый полноценный муфтий.
Вот здесь и начался настоящий конфликт. Зяки Айзатуллин, подавший документы в Управление Минюста России по Мордовии на регистрацию нового устава, предусматривающего независимость РДУМ РМ от ЦДУМ России и его новое избрание на должность муфтия, тем самым выразил готовность бороться за сохранение за собой должности республиканского муфтия и хозяйствования в соборной мечети Саранска «Ускудар». А ЦДУМ в лице Талгата Таджуддина требует, чтобы Айзатуллин выполнил указ Верховного муфтия и мирно покинул должность руководителя РДУМ РМ. С целью урегулировать обстановку и, как было заявлено, помочь «предотвратить раскол среди мусульман Мордовии» в Саранск в августе нынешнего года по заданию Таджуддина приезжала делегация в составе нескольких региональных муфтиев и помощника Таджуддина. Газета «Юлдаш» об этом писала в одном из предыдущих номеров. Айзатуллин тем временем проявил непоколебимость и готовность бороться за свое, как ему кажется, законно утвержденное на августовском «съезде» РДУМ пребывание в должности муфтия.

ВОЛЬНЫЕ ИЛИ НЕВОЛЬНЫЕ ИМАМЫ


Так в чем же здесь, на наш взгляд, проблема для татар Мордовии? Проблема заключается в том, что она касается прежде всего более десятка сельских мечетей и имамов, входящих в РДУМ РМ, вольно или невольно вовлеченных в конфликт, а также тех простых мусульман Мордовии, которых их имамы представляют. Эти имамы – в основном хорошие, искренние люди: обычные труженики, добровольно от отцов и дедов перенявшие молитвы и обряды. Имамов уважают и им доверяют их односельчане, а это уже десятки тысяч татар Мордовии. Более того, односельчане радуются тому, что у них вообще есть эти муллы (имамы), которые помогают своим землякам в татарских, зачастую уже угасающих, селах Мордовии сохранять родные мусульманские традиции: муллы рядом с односельчанами и в часы радости, и в часы печали.
Но сельских имамов (и в этом главная неприятность ситуации) тянут в разные стороны – команда Айзатуллина, которая стремится сохранить властные позиции в РДУМ и в «Ускударе», и команда Таджуддина, которая стремится выполнить указ Верховного муфтия и утвердить в качестве руководителя РДУМ, как написано в этом указе, Рафаэля Манюрова. Понятно: добропорядочным сельским муллам и руководителям местных мусульманских общин, от имени которых заинтересованные лица публикуют в интернете вполне сносно составленные обращения на русском языке об их преданности Айзатуллину, трудно, а может, и невозможно отречься от Айзатуллина, с которым они, действительно, неплохо сотрудничают более двадцати лет, вполне устраивая друг друга. Тем более, многие годы было принято считать, что Зяки Айзатуллин является приверженцем традиционного российского ислама, хотя у правоохранителей и у Таджуддина вдруг появились сомнения в этом. Более того, отдельные искушенные наблюдатели утверждают, что в последние годы Зяки Айзатуллин как муфтий находился под определенным влиянием Духовного управления мусульман Мордовии, возглавляемого Илдузом Исхаковым. И в то же время простым сельским имамам, возможно, нелегко было открыто противостоять и воле Верховного муфтия, уволившего Айзатуллина с чрезвычайно жесткой формулировкой, хотя они, судя по тем же многочисленным заявлениям в интернете, пока вроде внешне уверенно противостоят этой воле. Возможно, и под влиянием тех, кто сейчас еще фактически главенствует в РДУМ.

ПОСТАВЬ ЗАБОР – И НАНЕСУТ ДРЯНИ


А еще одна попутная и вполне закономерная проблема в данной ситуации заключается в том, что здесь снова, как и всегда в таких случаях, активизировались под видом «борьбы за справедливость» корыстолюбцы, демагоги и даже завсегдатаи интернетовских склок и грызни, преследующие, судя по всему, личные интересы возле ислама. Так бывает всегда. Как писал Гоголь в комедии «Ревизор», «только поставь какой-нибудь памятник или просто забор – … нанесут всякой дряни». Так вот, этой «дряни» оказалось очень много и возле возникшей конфликтной ситуации вокруг РДУМ РМ.
Если верить сообщениям в социальных сетях, кто-то из нынешнего окружения Зяки Айзатуллина, пользуясь скандальной ситуацией вокруг РДУМ РМ, стремился продвинуть какого-то своего родственника на должность муфтия вместо Айзатуллина, чьи дни в этом кресле, на их взгляд, в любом случае были сочтены. Об этом в соцсетях писал муфтий из Кировской области Зуфар хазрат Галиуллин, которого Таджуддин в составе доверенных лиц в августе направлял в Саранск помочь мусульманам Мордовии избежать «раскола».
Те же соцсети и отдельные республиканские газеты сообщают и об интересах некоторых «татарских бизнесменов» – спонсоров РДУМ, якобы, заинтересованных в сохранении своего почти абсолютного влияния на РДУМ и на мечеть «Ускудар». Якобы, Айзатуллин, не имеющий высшего духовного и светского образования, необходимого для сана муфтия, давно стал их «ручным» муфтием, потому появление другого руководителя духовного управления эти «бизнесмены» воспринимают враждебно и агрессивно. И, вроде бы, уже ослабленный скандальной ситуацией Айзатуллин сейчас тем более является лишь марионеточной фигурой в руках некоторых «групп влияния». И не эти ли «группы влияния» и подтолкнули Айзатуллина на разрыв с ЦДУМ России, на этот большой скандал, ведь, повторим, изначально именно Айзатуллина Таджуддин назначал исполняющим обязанности муфтия РДУМ до полного прояснения ситуации с правонарушениями? А не обремененные политическим опытом и должными юридическими знаниями сельские имамы и руководители местных мусульманских общин, может, и искренне голосуя за Айзатуллина, скорее всего, и не разбираются (или даже не хотят в полной мере разбираться) в данной «подковерной» ситуации, которую создали «группы влияния» в «Ускударе».

ЧТО СКАЖЕТ ЗАКОН


Посмотрим, что из всего этого в итоге выйдет, то есть – каково реальное влияние Верховного муфтия Талгата Таджуддина на мусульманскую жизнь в регионах России, что в действительности представляют собой его указы. Если окажется, что по закону Верховный муфтий не вправе единолично назначать и увольнять региональных муфтиев, на чем настаивает команда Айзатуллина, то у мусульман Мордовии, скорее всего, возникнет другой серьезный и закономерный вопрос: а надо ли было Таджуддину издавать юридически несостоятельный указ, втягивая тем самым мусульман Мордовии, и в частности – вполне успешного и уважаемого на своей малой родине сельского имама Рафаэля хазрата Манюрова, в бессмысленный конфликт? Но помощник Верховного муфтия Мухаммад хазрат Минигалиев во время недавнего приезда в Саранск уверенно заявлял, что Талгат Таджуддин, увольняя Айзатуллина, принял несомненно законное кадровое решение, тем более, согласовав данное решение с пленумом ЦДУМ. Сегодня Манюров, он и сам это подтверждает, настроен выполнить указ Таджуддина, назначившего его временно руководить РДУМ. Хотя, возможно, Манюров рассматривается Таджуддином как фигура – наиболее оптимальная лишь для переходного периода, когда необходимо умиротворить мусульманскую общину, связанную с РДУМ.
Надеемся, закон и соответствующие государственные органы юстиции помогут мусульманской общине республики объективно разобраться с этой скандальной и даже опасной ситуацией и выпутаться из нее.

 

Румия Рамаева