Последний отрезок учебного года для школьников и студентов получился непривычным: занятия проходили в онлайн режиме в разных вариантах из-за сложившейся эпидемиологической ситуации.  В то же время учащиеся школ, например, не только познавали предметы школьной программы при помощи современных технологий, но и принимали участие в различных тематических конкурсах.  В частности, конкурс «Яркие страницы моей малой Родины» был организован Автономной некоммерческой организацией Информационно-аналитический центр «Национальная безопасность и наука» совместно с  Министерством культуры, национальной политики и архивного дела РМ, Мордовским краеведческим музеем им. И. Д. Воронина в рамках проекта «Реликвии истории мордовского края: от артефактов к исторической реконструкции» (Фонд президентских грантов). Отметим, что активное участие в нём приняли дети из татарских поселений Мордовии. Руководителем проекта стала Юлия Владимировна Бурова, кандидат исторических наук, генеральный  директор Автономной некоммерческой организацией Информационно-аналитический центр «Национальная безопасность и наука».
- В этом учебном году история города Саранска стала предметом изучения для более трехсот школьников нашей республики. Именно столько проектов в виде эссе, рисунков, учебно-исследовательских работ представили дети и подростки, - рассказывает Юлия Владимировна. – История – это такая область знаний, в которой ты каждый раз познаешь что-то новое. Особенно это любопытно, когда касается мест, рядом с которыми живешь.  
По словам Юлии Буровой, творческий конкурс «Яркие страницы моей малой Родины», который в Мордовии проводился впервые, прежде всего был нацелен на распространение исторического знания как основы патриотического воспитания среди детей и подростков. Конкурс был объявлен в феврале этого года, а его итоги подвели буквально на днях. Он проводился в трех возрастных группах от 7 до 18 лет.
- Нам, как организаторам, хотелось привить интерес к истории, используя занимательные формы, - продолжает Юлия Владимировна Бурова. - Например, в этом конкурсе представлены и творческие работы, и первое научное осмысление, и первые пробы слога. Главное – сформировать исторически обоснованное, научное знание о различных народах, проживавших дружно много веков и проживающих сейчас на территории мордовского края – русских, мордве и татарах. Саранск был основан в 1641 году как крепость на юго-восточных рубежах Московского царства в период активного освоения близких и дальних территорий. И рубежи государства защищали представители разных народов. И конкурс получился многонациональным. Отрадно, что он вызвал большой интерес у школьников младшего и среднего возраста села Белозерье Ромодановского района и села Кривозерье Лямбирского района.
Юлия Бурова добавляет, что в рамках конкурса школьники готовили учебно-исследовательские работы в номинации «Научное осмысление истории Саранска»: «Кроме того, в номинации «Моя малая Родина: жители города и яркие страницы истории Саранска» юные исследователи описывают историю города в виде эссе или очерка. Самые юные представили свои рисунки по теме «Реликвии истории моего города». Проект «Реликвии истории мордовского края: от артефактов к исторической реконструкции» значим для республики тем, что юные исследователи рассматривают период в истории Саранска, который еще мало изучен. Активно и творчески они восполняют этот пробел в своих знаниях истории Отечества, осваивают основы межнационального диалога. Помогали детям и учителя, и родители, вместе с ними узнавали что-то новое».
А новое они действительно узнавали. Учитель начальных классов Кривозерьевской средней школы Лямбирского района Наиля Аббясовна Исхакова рассказывает, что при подготовке работ учащиеся школы слушали онлайн лекции историка-ученого Дмитрия Викторовича Фролова о древних страницах истории Саранска. И по этим лекциям, представив Саранск разных веков, ученики нарисовали рисунки. Жюри в числе прочих отметило работу семиклассницы Сафийи Абдулловой под названием «Краеведческий музей». Она стала третьей в своей номинации.  У других участников этой школы тоже замечательные работы. Это восьмиклассницы Сумия Абдуллова  и Алсу Абушаева, ученицы седьмого класса Гунель Байбикова и Джамиля Нугаева.
- В этом и заслуга учителя музыки и искусства Юлии Фатиховны Янгляевой. Хочу сказать, что и мои ученики, несмотря на возраст, активно участвовали в этом проекте – из восьми учеников работы представили семь детей, - говорит Наиля Аббясовна. – Также в этом учебном году во всероссийском конкурсе «Юный исследователь» Аиша Ямбаева стала победителем, а еще четыре человека – призерами. А в республиканском семейном конкурсе «Влюбленные в чтение», проведенном Мордовским республиканским институтом образования к 75-летию Великой Победы, первое место заняла Саима Абушаева. А ее исследовательская работа «Малая родина – край мой, Мордовия» победила в номинации «Научное осмысление истории Саранска».
И другие ученики из Кривозерьевской школы стали победителями и призерами в этой и других номинациях: младшеклассники Ратмир Хайров и Хава Янгличева (педагог Лариса Няимовна Умряева), Сумия Байбекова и Жамиля Максутова (педагог Наиля Аббясовна Исхакова).
Обладателем гран-при конкурса стала ученица седьмого класса Аминя Миняева из Белозерьевской средней школы Ромодановского района, которая подготовила к конкурсу поделку «Дом Республики Мордовия» (педагог Равиля Сайяфовна Манерова). У первоклассницы Малики Мусалеевой первое место в номинации рисунок (педагог Лейла Ряшидовна Абдрашитова). Также в числе призеров конкурса Сария Невлютова (педагог Алия Айсеевна Аберхаева), Фирдаус Сяйдяшов (педагог Лилия Равильевна Свидякова), Абдуррахман Темаев (педагог Айгель Шамильевна Миняева).
19 мая победители и призеры в торжественной обстановке, насколько позволяют нынешние условия, получили почетные дипломы.

Подготовила
Альбина Давыдова