В нынешнем году празднование 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов пришлось на священный месяц Рамазан, который особенно почитаем у мусульман. В этот месяц татары-мусульмане нашей республики стараются соблюдать пост, проводить больше времени в молитвах, совершать благие дела, помогать малоимущим и обездоленным. Мы решили узнать, какие почести отдаются тем, кто защищал нашу Родину в годы войны, кто пал на полях сражений, кто пропал без вести. Ведь 9 мая – это не только день песен и парадов, торжественных митингов и возложения цветов. Тем, кого уже нет с нами, нужна молитва.

Из Стрельниковского сельского поселения Атюрьевского района на фронт в разные годы ушли более 600 человек, 314 из них – не вернулись домой. Последнего участника войны не стало в прошлом году, тогда умер Федор Ильич Резепов, еще раньше, в 2013 году, скончался Загидулла Каримович Урманчеев, который воевал с японцами на Дальнем Востоке уже после окончания Великой Отечественной войны. Сейчас в поселении осталось только восемь тружеников тыла.
У мечети, расположенной в татарском селе Нижний Пишляй, которое входит в Стрельниковское сельское поселение, стоит мемориальная доска. На ней написано, что из Нижнего Пишляя с полей сражений не вернулись 39 человек, из Верхнего Пишляя – 33. А ведь это небольшие населенные пункты.
Супруга имама-хатыйба этой мечети Алия Каримовна Вергасова рассказала нам, что в этих двух соседних селах осталось совсем мало жителей. Но 9 мая или накануне праздника каждый, кто еще в силах, ходит на могилу своих воинов на местное кладбище. Люди убираются, молятся за своих близких, делают дуа.
- Вообще, за всех наших усопших мы молимся ежедневно после утреннего намаза, особенным образом вспоминаем их по четвергам, - рассказывает Алия Каримовна. – В Рамазан, да и во все другие месяцы мы обязательно молимся за тех, кто был убит на войне, пропал без вести, умер после войны. Молимся и за женщин, которые трудились в тылу. Ведь их судьба тоже была нелегкой. Многие остались в это тяжелое, голодное время с детьми на руках, отдавали последнее фронту. Моя свекровь рассказывала, как завершив все дела по дому и хозяйству после тяжелой работы в колхозе, уложив детей, она при свете тусклой масляной лампы садилась вязать перчатки с двумя пальцами, в которых солдатам было удобнее стрелять, не мерзли руки.
Имам Соборной мечети села Татарская Пишля Рузаевского района Абдуррахман-хазрат Якупов рассказал, что 9 мая они принесли в жертву барашка и помолились за всех, кто погиб на полях сражений, пропал без вести и умер уже после той кровавой войны.
- Потом я лично ходил на кладбище и делал дуа за павших воинов, - рассказывает Абдуррахман-хазрат. - Хотя вообще-то мусульмане никогда не забывают тех, кто погиб за жизнь своих детей и родителей, за свою Отчизну, мы молимся о них каждый день.
Кроме того, после ночной молитвы сельчане в Татарской Пишле слышали и видели, как неподалеку от кладбища прогремел салют. Народу на улице не было, сборищ никто не устраивал. Видимо, кто-то решил почтить память ветеранов таким образом.
Марат Салимов из Лямбиря вместе со своими сыновьями 9 мая по традиции навестил могилы своих дедов - ветеранов Великой Отечественной войны, которые после боев и тяжелых ранений смогли вернуться домой, создать семьи, вырастить детей. Анвяр Хуснетдинович Салимов – механик-водитель танка и Иван Андреевич Митрофанов – командир разведки - уроженцы двух соседних сел - русского и татарского знали и уважали друг друга. После войны прожили недолго, даже не увидели ни одной из семи свадеб своих детей. Салимовы почтили память своих предков, помолились за них.
Муфтий Центрального духовного управления мусульман РМ Фагим-хазрат Шафиев отметил, что уже много лет существует традиция, которая соблюдается имамами во многих татарских селах Мордовии: 9 мая, в День Победы, после всех торжественных мероприятий посещать монументы павшим воинам и кладбища, где похоронены ветераны. Там читаются молитвы, в которых поминают защитников Отечества.
- В этом году торжественных мероприятий не было, но я по традиции посетил памятник и кладбище в родовом селе Аксеново Лямбирского района, - говорит Фагим-хазрат. – У мусульман есть специальная молитва, которую читают за тех, кто погиб за Родину, ведь эти люди умирали как мученики. На кладбище я совершил дуа и прочел эту молитву за всех тех, кто погиб на фронтах, пропал без вести и умер от ран в госпиталях и дома уже после окончания Великой Отечественной войны.
Мусульмане всегда чтили память своих воинов, в молитвах они ежедневно вспоминают всех усопших своего рода, своей семьи. А Рамазан – это месяц, когда души покинувших нас людей получают еще больше молитв от своих родных и близких.

Эльвира Баляева