Уже больше года мы живем в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Когда вирус только начал проникать в нашу страну, все ее жители находились на самоизоляции. Потом самоизоляцию отменили, однако ограничительные меры в той или иной степени продолжают действовать по сегодняшний день. Именно в тот период стали активно проводиться мероприятия и акции в режиме онлайн, когда каждый желающий мог присоединиться к разговору или показать свои способности прямо из дома, имея лишь телефон или компьютер с выходом в сеть Интернет. Тогда же духовная жизнь населения нашей республики, в частности мусульман, стала реализовываться в различных онлайн-проектах. Ведь на период самоизоляции пришелся и прошлый пост в месяц Рамадан, когда мечети и молельные дома были закрыты для прихожан. У людей возникали вопросы, на которые они порой не могли найти ответов. Тогда появились «горячие телефонные линии», позвонив на которые можно было проконсультироваться со специалистом, сведущим в вопросах религии. Так, например, сотрудники Исламского культурного центра регулярно записывали и публиковали в социальных сетях видеообращения и проповеди о ценностях ислама. И даже садака, чтобы минимизировать контакты пожилых людей с посторонними, стали переводить на банковские карты. Хорошо это или плохо, мы решили узнать у имамов, которые непосредственно столкнулись с этой ситуацией.
Абдурахман-хазрат Сабитов, имам-хатыйб при Исламском культурном центре:
- Я положительно отнесся к тому, что в связи с пандемией стали более активно развиваться всевозможные онлайн-платформы. Конечно, началось это гораздо раньше пандемии, но в период самоизоляции онлайн-мероприятия, акции и видеообращения стали более востребованными, так как люди лишились возможности переговорить с имамом лично. Благодаря развитию этой сферы у людей появилась возможность получать знания через Интернет. Стало более востребованным и онлайн-образование. Учебные заведения дают людям необходимые им знания при минимуме расходов на обучение. А видеообращения и проповеди дают информацию совершенно бесплатно. Минус получения знаний таким образом – отсутствие непосредственного общения с преподавателями или наставниками. Живое общение все-таки заменить невозможно. Однако в условиях отсутствия такового – это стало выходом для многих. Отмечу еще и то, что у видеообращения, например, больший охват аудитории. То есть на пятничную проповедь пришли бы 40-50 человек, а ту же проповедь в социальной сети просмотрело более 300, это тоже немаловажно.
Рафик-хазрат Сайфетдинов, имам-хатыйб мечети села Большое Татарское Караево Темниковского района, имам-мухтасиб Темниковского, Атюрьевского и Краснослободского районов:
- Появление множества видеообращений и онлайн-мероприятий в духовной сфере – это, безусловно, неплохо. Однако доступ к этому имеют только люди, владеющие компьютерной техникой, Интернетом. Большинство глубоко пожилых людей в татарских деревнях и селах, к сожалению, такими навыками не обладают. Именно поэтому в период самоизоляции, когда нельзя было ходить в мечеть, читать совместные пятничные намазы и таравих-намазы в Рамадан, пожилым людям было особенно тяжело, ведь каждый из них был один на один с собой в моменты душевных переживаний.
В самом начале этого нелегкого пути мы с односельчанами договорились: не посещать маджлисы, если плохо себя чувствуешь: насморк, чихание, температура, таким образом мы обезопасили себя и окружающих от заражения коронавирусом. Это ответственность каждого, и все эту договоренность соблюдают до сих пор.
А садака, на мой взгляд, лучше все-таки давать из рук в руки, тогда видишь искренние глаза человека, понимаешь его намерения, желаешь ему всяческих благ, делаешь дуа при нем. Ведь даже от слов молитвы человеку порой становится легче.
Мы уже подготовились к Рамадану, провели в мечети влажную уборку, планируем проводить таравих-намазы и ифтары с соблюдением всех необходимых санитарных требований.
К сожалению, сейчас людей на пятничные намазы в мечеть ходит гораздо меньше, чем раньше, то же самое касается и маджлисов, люди боятся заразиться и заболеть, ведь среди наших прихожан очень много пожилых.
Раиль-хазрат Мусин, имам мечети села Ломаты Дубенского района:
- На мой взгляд, то, что появилась возможность переводить садака на банковскую карту, – это большое благо, Аллах сделал нам в этом облегчение. Ведь зачастую люди, живущие в городе, не могут найти человека, которому можно дать садака. А сделать это хочется. Также и фитр-садака в месяц Рамадан. Это подаяние можно давать только малоимущим мусульманам, порой найти таких в своем окружении не получается. Мы собираем садака и передаем их тем, кто действительно нуждается. Осознание того, что ты кому-то помог, дает облегчение душе человека.
Онлайн-обучение - это тоже очень хорошо. Разве не благо получать знания при минимальных затратах средств и времени? Многие, например, в период самоизоляции начали изучать иностранные языки. Однако полностью переходить на такой формат нельзя. Ведь живое общение – это совсем другое восприятие информации, собеседника. Общение с духовным наставником с глазу на глаз незаменимо.

Эльвира Баляева