Война – это тяжелое, жестокое время. Наряду с мужчинами на свои хрупкие плечи взвалили в далеком 1941 году все тяготы войны и женщины. Они шли по пыльным дорогам, вязли в болотах, ходили в штыковые атаки, рискуя жизнью, спасали раненых. Женщины совершали ежедневный подвиг и в тылу страны. Самоотверженно работали у станков, на полях, кормили и одевали защитников Родины.

Я хочу рассказать о женщинах - участницах войны из села Алтары Ромодановского района Мордовии. Всего в Великой Отечественной войне из нашего села, насколько мне известно, участвовало семь женщин, трое из них - участницы обороны Ленинграда. Это Абушаева Асьма Хасяновна, Ашимова Фатыма Горяевна, Талипова Сара Хамзеевна. Днем они работали на торфоразработках под Ленинградом, а по вечерам их собирали в одной из воинских частей, где учили маршировать, стрелять, тушить фугасы и зажигательные бомбы на крышах домов.
Еще две мои землячки Алтынбаева Магиря Хамзеевна и Резванова Рябия Сенятулловна дорогами войны прошли до самого Берлина. Магиря Хамзеевна родилась 20 апреля 1922 года, а Рябия Сенятулловна 25 февраля 1923 года. Обе они появились на свет в деревне Рейтар (Алтары) Пензенской губернии Саранского уезда Кривозерьевской волости в простых крестьянских семьях. Девушки получили начальное 4-х классное образование в Советской трудовой школе 1-й ступени. После окончания школы пошли работать в колхоз «Шефная звезда».
Магиря апа была назначена бригадиром полеводческой бригады, ее даже избирали депутатом Алтарского сельского совета. В феврале 1942 года Лямбирским РВК Магиря Алтынбаева была призвана в ряды РККА, направлена в Саратовскую школу противовоздушной обороны, где прошла два месяца учебы и тренировок.
Из воспоминаний Магири Хамзеевны: «В мае 1942 года я приняла присягу, и меня отправили в распоряжение Саратовско-Балашовского дивизионного района ПВО. Зачислили в состав действующей армии электриком прожекторов 4-й зенитной прожекторной дивизии 43-его зенитного прожекторного полка 5-го истребительного авиационного корпуса ПВО Восточного фронта. В его составе была направлена на защиту Сталинграда.
Так начался мой 3-летний боевой путь от стен Сталинграда до Берлина. Учились освоению военной техники: зенитного прожектора, агрегата-автомашины, звукоулавливателя и несли боевое дежурство».
Рябия апа в марте 1943 года Лямбирским РВК также была призвана в ряды РККА, направлена в Горьковскую школу противовоздушной обороны, где прошла двухмесячные курсы учебы и тренировок. Зачислена в состав действующей армии электриком прожекторов в 4-ю зенитную прожекторную дивизию 423-го истребительного авиационного полка 5-го истребительного авиационного корпуса ПВО Северного фронта противовоздушной обороны 2-гоУкраинского фронта. В июне 1943 года ее направили на оборону Ленинграда. С 15 июня по 1 октября 1943 года выполняла задачи по прикрытию воздушного пространства Ленинграда.
Из воспоминаний Рябии Сенятулловны: «Летом 43-го прожекторам приходилось работать в очень непростых условиях лунных ночей и при наличии дыма и облаков. Особенно трудно было расчетам прожекторных установок в городских районах. Пыль, поднимаемая бомбардировкой и висевшая сплошной завесой, густой дым многочисленных пожаров часто становились непреодолимым препятствием для лучей. Нам прожектористам трудно было наводить лучи прожектора на летящие цели, порой мы не могли отличить свои самолеты от немецких».
Перед началом Берлинской наступательной операции 15 апреля 1945 года, по личному указанию командующего войсками 1-го Белорусского фронта Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, все прожекторные части заняли боевые порядки для освещения наземных целей и ослепления противника на участках прорыва.
Из воспоминаний Магири Хамзеевны: «Мы занимали позиции скрытно, в темноте, укрывая технику в открытых окопах в 300-800 метрах от переднего края обороны, на расстоянии 150-200 метров друг от друга. В ночь на 16 апреля все установки находились на боевых позициях. В 4 часа утра 16 апреля была дана команда «Приготовиться!», бойцы выкатили прожектора из окопов на открытые площадки. Через час началась артподготовка. Был такой грохот, что мы не слышали друг друга. Стреляли через нас, сзади меня стояли «Катюши». Врубили прожектора и начали водить по Зееловским высотам».
Ослепленные гитлеровцы не смогли вести прицельный огонь по атакующим, эффект был налицо. Немецкие пленные солдаты позднее говорили так: «Только выглянешь из окопа, и потом час не можешь видеть».
«И в это же время последовала команда «Луч!», - рассказывала Магиря Хамзеевна. – Передний край обороны противника протяженностью 25 км оказался освещен. Артиллерия вела стрельбу «огневым валом», а наша пехота и танки пошли в атаку. В 6 часов 10 минут поступила команда «Отбой», а затем последовал приказ на отвод прожекторов».
2 мая управление корпуса прибыло в пригород Берлина – Ландсберг. С этого дня авиация противника в зоне ответственности 5-го корпуса ПВО не появлялась. Зенитная артиллерия корпуса огня не открывала. Так для воинов 5-го корпуса ПВО 43-го зенитного прожекторного полка закончилась Великая Отечественная война.
Магиря Хамзеевна была демобилизована в начале 1946 года, осталась в Москве, работала на восстановлении Москвы в различных должностях. Последнее время перед выходом на пенсию трудилась на трикотажной фабрике «8-е марта» бригадиром цеха №8. За многолетнюю и добросовестную работу награждена медалями «За трудовое отличие» и «Ветеран труда».
Магиря Хамзеевна Алтынбаева прошла три долгих года лишений, пота, грязи, крови, наградой за это стали медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
Рябия апа Резванова так вспоминает о начале Берлинской операции: «Накануне начала Берлинской операции 15 апреля 1945 года по личному указанию командующего войсками 1-го Белорусского фронта Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, все прожекторные части 5-го корпуса ПВО заняли боевые порядки на Кюстринском плацдарме для освещения наземных целей и ослепления противника на участках прорыва. Все 143 зенитных прожектора, размещенных с интервалом 150-200 метров, были связаны между собой проводной и радиосвязью. 16 апреля по сигналу с командного пункта они одновременно осветили оборону противника, ослепили и деморализовали врага, обеспечив успешное наступление войск фронта. Немецкие системы ночного видения обычно обнаруживали цели на расстоянии до одного километра и представляли серьезную угрозу при штурме Зееловских высот, а прожекторы вывели их из строя мощной засветкой».
Заслуги прожектористов корпуса получили высокую оценку. Правительственных наград были удостоены многие бойцы и командиры этих частей. В том числе Рябия Резванова была награждена медалью «За отвагу».
Для воинов 5-го корпуса ПВО закончилась Великая Отечественная война. После объявления войны с Японией их перебросили на Дальний Восток. Были поставлены задачи: прикрытие с воздуха боевых кораблей при поддержке ими прибрежных флангов сухопутных войск, действующих в Северной Корее и на Южном Сахалине; прикрытие войск десанта при действии их на берегу.
В составе 5-го истребительного авиационного корпуса ПВО Рябия Сенятулловна оставалась до конца 1945 года. Только 20 января 1946 года была демобилизована. За свой подвиг она награждена медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
После демобилизации Рябия апа осталась в Ленинграде, работала на восстановлении города. Последнее время перед выходом на пенсию трудилась на Ленинградской кондитерской фабрике бригадиром цеха №12. За многолетнюю и добросовестную работу награждена медалями «За трудовое отличие», «Ветеран труда».
А совсем недавно из Москвы пришла информация еще о двух участницах трудового фронта из нашего села: Бикмурзиной (Альмяшевой) Ряхиме Менгажетдиновне, 26 ноября 1919 года рождения, и Кадеркаевой Ряхиле Зайнетдиновне, 1922 года рождения. Они также учились в Советской трудовой школе 1-й ступени. Затем работали в колхозе. Вышли замуж за своих односельчан, и еще до начала войны вместе с семьями уехали на заработки в Москву.
В конце июля 1941 года Московским РВК женщины в срочном порядке были мобилизованы на трудовой фронт. Несколько месяцев они занимались строительством оборонительных сооружений Можайской линии обороны Москвы. На сооружении линии трудилось большое количество людей. В сильные морозы и бураны, работая днем и ночью, они привели в боевую готовность этот участок обороны главного рубежа войск Западного фронта уже в октябре 1941 года.
Вскоре после завершения строительства оборонительных сооружений Ряхимя апа была направлена на Московский оружейный завод, где выпускали оружие различных видов. А Ряхиля апа - на Московский швейный комбинат для шитья военного снаряжения. Обе работали на военных заводах до конца 1946 года. В начале 1947 года перевелись на другие предприятия Москвы. За свои героические и трудовые подвиги награждены медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Заканчивая свой рассказ, хочу напомнить молодежи о том, что наша обязанность - вечно помнить о тех, кто защищал нашу свободу и независимость. Помнить имена земляков, тех, кто отдал свою жизнь на полях сражений, кто ковал победу в тылу.

Наиль Исхаков